Когда мне было лет десять, я пришел домой с распухшим пальцем на руке - учился во дворе боксу. Мама меня сразу же отдала в спортивную гимнастику, сказав, что бокс будет только через её труп. Спасибо ей за это, ибо гимнастика пригодилась мне в жизни многократно, а бокс я выучил уже взрослым, правда китайский - и он тоже пригодился, но об этом в другой раз.
Время СССР кончалось, в стране появились новые хозяйственные отношения и возможности заработать. Мне нужны были деньги, и одни знакомые уступили мне калым: покрасить серебрянкой нефтебазу, вернее её огромные резервуары. Когда я приехал договариваться с директором, я понял, почему мне уступили эту возможность заработать.
На территории базы возвышались резервуары разной величины, но все громадных размеров - как их красить навскидку было совершенно не понятно. Краскопульт поднять руками на такую высоту было нереально, красить на подвесе - я не представлял как.
В напарники сообщество калымщиков определило мне замечательную личность: заслуженного мастера спорта по боксу Сергея. Сергей был знаменит в своем кругу тем, что один из немногих выигрывал у кубинских боксеров, что тогда почти никому не удавалось. Бицепс у чемпиона в обхвате был почти как мое бедро - сомневаться в его силе и выносливости не приходилось. А вот по части рационалистических предложений он не блистал. Все осложнялось еще тем, что я в жизни не держал в руках краскопульт и не был маляром.
Первый день ушел на поиски способов покраски объекта. Я ничего путного не придумал, зато в серебрянке мы были с головы до пят - она, кстати, разводилась керосином, и была жутко жгучей и плохо отмывалась. Забегая вперед, скажу, что впоследствии мы её до конца с лица не омывали, а так и уходили домой с серебряными лицами.
На второй день я применил свое образование в области физики и придумал технологию покраски методом маятника. Мы забирались на крышу резервуара вместе с баком серебрянки и краскопультом. Сергей качал насос и следил за шлангом, а я, перевесившись над бездной, мерно покачивал, как маятником, длинным шестом, на конце которого был примотан пистолет краскопульта, у которого рычаг подачи был закреплен в открытом положении: краска подавалась непрерывно, и надо было ловко перемещаться по периметру крыши, постепенно опуская шест вниз - вот где пригодилась "мамина" гимнастика.
Скоро сказано, да не скоро сделано: шланг постоянно перегибался, форсунка засорялась, надо было разводить новые порции смеси, возникали другие нештатные ситуации. Сергей был прекрасным напарником в части физической работы, но когда дело касалось понятливости и быстроты соображений... Тогда-то я понял до конца свою маму, которая уберегла меня от бокса.
Например, забивается форсунка, её надо чистить. Я кричу Сергею, чтобы он перестал качать, поднимаю шест с пистолетом на крышу, предупреждаю, чтобы помощник ни в коем случае не качал без команды и начинаю развинчивать сопло. Я не знаю, и никто не узнает, что там происходило в голове заслуженного боксера, только он неоднократно вдруг начинал качать, и обжигающая струя краски летела мне в глаза. О, как я орал - он в ответ только спокойно улыбался и говорил, что не хотел.
Он не смог освоить метод маятника, и мне пришлось без смены выкрасить все резервуары - месяц работы. Не раз база оглашалась моими воплями после очередной промашки заслуженного мастера спорта. В качестве десерта я ему приготовил сюрприз: когда остался последний маленький резервуар такой высоты, что его можно было покрасить с земли простым валиком, я уступил эту работу Сергею. Надо было видеть это представление! Он окунал валик в ведро, потом перебирал шест руками, пока не достигал конца ручки, затем поднимал длинный инструмент по большой дуге вверх, чтобы красить - за это время краска большей частью стекала в основном на него, и надо было опять окунать валик ведро. Где-то через пол-часа я сдался, и показал, как делать надо.
Я с гордостью вспоминаю этот калым. Базу с тем пор никто не красил. Сергей занят своим делом - тренирует боксу молодежь. Я его коллега - тоже тренирую боксу, только китайскому. Хорошо бы каждому парню пройти через такую "базу", и чтобы рядом был такой напарник.
С миром!