Найти тему

Работа над блоками и беспричинная ненависть | Парша Ваишлах

Недельная глава описывает известнейший эпизод: борьбы Якова с ангелом.Тора пишет:"И остался Яаков один, и боролся некто с ним до утренней зари" (Берешит, 32:25).История эта интересна и глубока на многих уровнях, но какое это имеет отношение к нам сегодня?Обратим внимание на слово "кто-то". В оригинале написано איש иш, которое часто переводят как "человек", "мужчина", но у него есть и значения более размытые: "кто-нибудь", "кто-то", "некто", "лицо", "персона".Как мы знаем, на самом деле этой персоной был ангел Эсава.Откуда появился этот איש иш?Один из ответов оказывается прямо здесь.Сказано: "и остался Яаков один". Ответ: этот ангел появился из одиночества.Эсав, как мы помним, имел хорошую голову и тело, которое ей не подчинялось.Ангел Эсава, говорят мудрецы, – это духовная сила сокрытия, разрыва связи.Это сатан, он же нахаш, он же ангел смерти. Каждое проявление этих сил отрывает что-то от своего собственного корня.Нахаш соблазняет или провоцирует самостоятельностью, "самостью". Сатан осуждает, обвиняет: "Ты и есть то, что ты сделал!" Ангел смерти завершает этот разрыв: разъединяет душу и тело.Ночь – это галут, отрезанность.Но почему Яаков почувствовал себя так одиноко?Ведь Творец всегда с нами, и человек никогда не остаётся один. Сказано в начале главы, что Яаков, узнав, что Эсав идёт ему навстречу, очень испугался.Испугался трёх вариантов развития событий: быть убитым, убить самому или быть встреченным Эсавом с распростёртыми объятиями.Ведь оставаться праведным человеком рядом с братом-бандитом очень и очень не просто.Страх отрезает от нас ощущение присутствия Творца и создаёт чувство одиночества.Повторим, духовная сила этой отрезанности, закрытости и есть ангел Эсава.Каждый из нас борется с этим ангелом, чувствуя себя отрезанным, закрытым, одиноким.Каждый эмоциональный блок, который мы видим внутри нас внутренним взором как темноту или ощущаем как напряжение, тяжесть или эмоциональную перекрученность, и есть часть механизма закрытости нас от ощущения присутствия Творца, Его любви и гармонии.Поэтому, найдя в себе хорошие, сильные качества, любовь, красоту, всё положительное внутри и вокруг нас, и мысленно связав это с проявлением Творца в нас, то есть дав этим частям доступ к Бесконечной энергии, мы можем начать трансформировать наши эмоциональные блоки (страхи, обиды, стыд и т. д.).При трансформации блока темнота превращается в свет, тяжесть – в лёгкость, закрученность – в гармоничность. Эта часть начинает петь Творцу. Она благословляет нас, даёт нам больше эмоциональной и духовной энергии работать и побеждать остальные закрытия.Теперь мы понимаем: битва между Яаковом и ангелом Эсава происходит в каждом из нас постоянно. Выиграть эту битву необходимо для того, чтобы выполнить наше предназначение и стать Израилем.Когда ангел увидел, что он не сумел победить Яакова, он попытался "если не победить, так хотя бы навредить". Слабым местом, доступным для поражения, оказался седалищный нерв. Рабейну Бахия* пишет: причина слабости в том, что Яаков женился на двух сёстрах.Хочу привести ещё одну, как мне кажется, причину.Кабала говорит нам, что 365 нервов и жил соответствуют 365 дням в году, и, в частности, седалищный нерв – 9 Ава. Далее вспомним, что разрушение Храма случилось из-за שינת חינם синат хинам (беспричинной ненависти). И возвращаясь к Яакову, спросим, в отношении кого он мог ощущать даже запах беспричинной ненависти?В отношении Эсава. В главе 6 мы упоминали, что Яаков спрятал Дину от глаз Эсава, не использовав последнюю попытку возвратить Эсава ко Всевышнему. Многие равы, с которыми я общался по этому поводу, объясняли: возможно, Яаков и был вправе её спрятать, но испытывал ли он сожаление, что ему приходится это делать, или жил надеждой, что её не найдут?На духовном уровне Яакова такая разница в каване (настрое) уже была бы достаточной для сатана. Как видим, у следующего поколения беспричинная ненависть (братьев к Йосефу) проявляется очень явно, и до сегодняшнего дня она не изжита. Поэтому одна из самых главных задач в борьбе с ангелом Эсава – наряду с работой над блоками убрать синат хинам (беспричинную ненависть). .УпражнениеНет места одиночествуВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.Сфокусируйтесь на присутствии Творца ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и Его любви. Почувствуйте эту любовь. Найдите в себе чувство одиночеств или страх одиночества.Спросите у этого чувства, где оно началось?Если вы разрешите себе, страх или чувство одиночества, как магнит, притянут вас туда.Вернитесь в то место и время. Придите к этому ребёнку, обнимите его и дайте ему свою любовь и любовь Творца. Скажите: "Ты никогда не остаёшься один!" Уберите чувство одиночества в данной ситуации.В дальнейшем просмотрите другие сходные ситуации.Дайте себе более молодому те же чувства любви и ощущения единства со всем миром.Это чувство легко ощутить, когда мы, например, смотрим на звёздное небо или восход солнца.УпражнениеСинат хинам (беспричинная ненависть)Вступление:Беспричинная ненависть, учил нас рав Вайнберг, – это когда еврей ненавидит другого еврея, а не то, что тот делает. Беспричинная ненависть может быть и к самому себе.Упражнение:ВРЕМЯ РАССЛАБИТЬСЯ. Расслабьтесь.Почувствуйте присутствие Творца и Его Любовь.Подумайте, ваша сущность – это уникальная душа, созданная Творцом уже идеально и идеальной. Творец всё создаёт идеально и идеальным.Посмотрите на себя и на людей с этого ракурса.Ненавидеть душу неверно и совсем не продуктивно. Мы можем убедиться, что наши критические голоса совсем не гармонируют с присутствием Творца. А это значит, что через них мы даём йецер hа-ра проявляться в нас.Первое, что требуется от нас, – заставить их замолчать, сказав, что не будем их слушать.И потом начать разбираться. Откуда они появились? Где мы научились ненавидеть?Возвращаемся в детство и объясняем ребёнку, что он – уникальная душа, любимая Творцом беспричинно. Объясняем разницу между сущностью и поступками.А слабости и негативные качества в себе нужно не ненавидеть, а трансформировать и улучшать.

Для этого мы все здесь.Я хочу дать нам всем браху на эту работу.

Шавуа Тов!

автор текста: р. Ефим Свирский