Праздник — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное значение и связанный с культурной или религиозной традицией.
Слово также употребляется в иных, схожих по смыслу, значениях:
- официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;
- массовые развлекательные мероприятия, весёлое препровождение свободного времени;
- день какого-либо радостного события;
- общее состояние душевного подъёма, т. н. «праздник жизни».
По материалам Википедии.
Главным государственным праздником Страны Советов был День Великой Октябрьской социалистической революции - 7 ноября, который отмечался с 1918 года.
Мои сверстники наверняка помнят праздничные демонстрации в этот день, после которых проводились народные гуляния, военные парады и многое другое.
К теме военных парадов я вернусь чуть позже, а сейчас продолжаем вспоминать.
Празднованию годовщин революции посвящено множество советских почтовых марок. В 1920 году была выпущена уникальная в своём роде медаль «3 года Великой Октябрьской социалистической революции».
К 50-ти, 60-ти и 70-летию Великого Октября были выпущены в обращение юбилейные монеты.
Кроме того, имя революции и её юбилеев было присвоено большому множеству предприятий, вузов и улиц по всему СССР.
В честь 50-летия Великого Октября Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1967 года был учреждён второй по значимости советский орден - орден Октябрьской Революции.
В 1991 году страна под названием Союз Советских Социалистических Республик перестала существовать, наступил период долгого безвременья. Коммунистические идеи фактически были объявлены преступными, началась массированная пропаганда постановки знака равенства между коммунизмом и нацизмом, зазвучали темы "покаяния" и на героическую историю нашей Родины полились потоки дерьма и грязи.
Тем не менее, до 1996 года День Великой Октябрьской социалистической революции продолжал оставаться праздничным (правда, с 1992 года день 8 ноября стал рабочим), хотя, конечно, было уже не до массовых мероприятий, да и праздничного настроения как-то поубавилось. Тенденция требовала изменения и в 1996 году «в целях смягчения противостояния и примирения различных слоёв российского общества» название праздника было изменено на «День согласия и примирения».
Сама по себе идея была, в общем-то, не такой и плохой, однако, в свете происходящих в стране процессов, она стала одним из тех благих намерений, которыми вымощена дорога, ведущая известно куда.
Вакханалия переименований в Москве каким-то образом не затронула одну из немногих улиц, которая, в целом, сохранила застройку XVIII—XIX веков. Большая Коммунистическая улица до 1924 года носила название Большой Алексеевской. Однако, в 2008 году, в нарушение сложившихся правил (городской закон № 40-70 запрещает присваивать улицам Москвы имена известных граждан ранее, чем через 10 лет после их смерти), она становится улицей Александра Солженицына.
Кто-то может сказать, что правила для того и существуют, чтобы их нарушать и, вероятно, не будет совсем уже неправ. В конце концов, прецедент имелся - 17 августа 2004 года улица в Южном Бутово стала улицей Кадырова, в честь президента Чечни Ахмата Кадырова, погибшего в Грозном 9 мая 2004 года.
Можно по разному относиться как к Александру Солженицыну, так и к Ахмату Кадырову. В конце концов, нравится это кому-то или нет, но в соответствии со статьёй 13 Конституции России, в стране признаётся идеологическое многообразие. Выражаясь приватно, могу признать, что лично мне это совсем не нравится, но dura lex - sed lex.
Другое дело, что именем Кадырова назвали НОВУЮ улицу, а вот с Солженицыным получилось как-то уж очень цинично - мало того, что улицу ПЕРЕИМЕНОВАЛИ, так ведь ещё и какое название для этого переименования выбрали?! Если это согласие и примирение, то как тогда будет выглядеть рознь и вражда? Впрочем, увы, как они выглядят, мы знаем прекрасно.
Я хочу сказать о другом. Если уж кто-то решил, что Москва не может обойтись без улицы Солженицына и его могилы на Старом Донском кладбище - это можно было бы принять. При соблюдении некоторых условий, разумеется. Не будем ходить далеко - пусть бы на Новом Донском кладбище появилась символическая могила Лаврентия Павловича Берии, а Малая Никитская улица получила бы его имя.
На этом пока всё. Продолжение следует. Берегите себя!