Если о Николае Баталове вспоминают, то быстрой скороговоркой: «Дядя Алексея Баталова».
Но Николай Баталов – это звезда, чей творческий свет до сих пор хранит для нас кинематограф.
В творчестве ему везло. Кроме таланта крестьянский сын Баталов совпал со временем. Играл во Второй студии МХАТ. Играл Франца в «Разбойниках» Шиллера. Лопахина в «Вишневом саде». Собакевича в «Мертвых душах».
Самая заветная театральная роль Баталова Фигаро. Так же, как у Андрея Миронова. И так же как Миронов последний спектакль Баталов отыграет в костюме цирюльника.
Баталов был сыном своего времени. Он выступал за привлечение во МХАТ авторов не просто современных, а партийных. Авторитет молодого актера был огромным. Баталов входил в «пятерку» внутреннего управления театром. И нередко «песочил» основателей, будучи готовым, отдать театр РАППУ.
А вот в кинематограф Баталов идти боялся. Боялся «штампа», «маски», «хождения по кругу».
Но бояться надо было и жесткого производства.
Именно на съемках дебютного фильма «Аэлита» (режиссер Яков Протазанов) актер подхватил простуду, переросшую в туберкулез.
«Аэлита» явила Баталова во всей красе.
Появился новый советский герой, - кудрявый, губастый, добрый, сильный.
Баталов тут же снимается в еще одной классической картине – экранизации романа Горького «Мать» (режиссер Всеволод Пудовкин). Это - международный успех.
Лучший фильм в карьере Баталова «Третья Мещанская» («Любовь втроем»). Ставил картину Абрам Роом. «Мещанская» с интересом смотрится до сих пор, что для советского немого фильма явление из ряда вон.
Снимался Баталов и в первом звуковом советском фильме «Путевка в жизнь». Сыграл воспитателя беспризорников.
С каждым годом работать становилось труднее. В театре мешала болезнь. Баталов сделал перерыв в театральной карьере сразу после съемок «Аэлиты», а, вернувшись, нередко отказывался от ролей, поскольку врачи запрещали переутомляться.
В кино же мешало то, чего Баталов боялся изначально – «маска». Роли парней из народа, разухабистых героев – красноармейцев так ему надоели, что актер отказался играть Петьку в «Чапаеве» (потом, конечно, пожалел).
Последний раз вышел на сцену в 1935.
Осенью того же года уехал лечиться в Польшу. Потом были санатории Северного Кавказа. Желая спасти Баталова, его выпустили на воздух Италии.
Все оказалось бесполезным.
Последние годы Баталов готовился к роли Пушкина. Есть фотографии актера в гриме поэта. Баталов сам писал сценарий, примеривая на себя Александра Сергеевича.
Допримеривался… Тоже ушел в тридцать семь.