Найти в Дзене
ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ

ПОЧЕМУ, БЕТХОВЕН И МОЦАРТ - ТАКИЕ РАЗНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ

Адорно интересно замечает, сравнивая Бетховена и Моцарта , что происхождения они примерно близкого, и бедного, да и Бетховен младше был Моцарта всего на 14 лет...Почему же они такие разные, не смотря на то что Бетховен что -то брал и от Моцарта? Дело в окружении, как правильно замечает Адорно. Какое было окружение у Бетховена? Бетховен был близок окружению, в котором часто цитировали Канта, Руссо, Фихте, и многих других философов. Да и сам Бетховен серьезно увлекался философией. Это нельзя сказать об окружении Моцарта , светском, но однако, менее философичном. Как пишут биографы, Моцарт мало читал философских книг. Среди немногих книг, найденных у Моцарта была обнаружена лишь одна философская работа – “Фаэтон” Мозеса Мендельсона, хотя, неизвестно, читал ли Моцарт эту книгу. Потому, такая разная и музыка у обоих великих композиторов. Однако, от себя бы, все таки, добавил, что Бетховен не любил итальянскую музыку, даже стремился ей противостоять. А Моцарт любил итальянцев, любил Скарла


.

Адорно интересно замечает, сравнивая Бетховена и Моцарта , что происхождения они примерно близкого, и бедного, да и Бетховен младше был Моцарта всего на 14 лет...Почему же они такие разные, не смотря на то что Бетховен что -то брал и от Моцарта? Дело в окружении, как правильно замечает Адорно. Какое было окружение у Бетховена? Бетховен был близок окружению, в котором часто цитировали Канта, Руссо, Фихте, и многих других философов. Да и сам Бетховен серьезно увлекался философией. Это нельзя сказать об окружении Моцарта , светском, но однако, менее философичном. Как пишут биографы, Моцарт мало читал философских книг. Среди немногих книг, найденных у Моцарта была обнаружена лишь одна философская работа – “Фаэтон” Мозеса Мендельсона, хотя, неизвестно, читал ли Моцарт эту книгу. Потому, такая разная и музыка у обоих великих композиторов. Однако, от себя бы, все таки, добавил, что Бетховен не любил итальянскую музыку, даже стремился ей противостоять. А Моцарт любил итальянцев, любил Скарлатти. Я бы даже сказал, что Бетховен рос - на Бахе, а Моцарт - на Скарлатти . Бетховен , даже в своей лирике - философичен, а Моцарт - даже в своей философичности - лиричен.

ВЛИЯЛА ЛИ НА МУЗЫКУ БЕТХОВЕНА ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ

.

Бетховен композитор философский, один из самых философских композиторов. Иногда сравнивают музыку Бетховена и философию Гегеля, и задаются вопросом, влиял ли Гегель на композитора? Это тонкий вопрос. Допустимее говорить о параллелях, учитывая то , что Бетховен и Гегель были современниками друг другу, чем о прямом влиянии, да и музыку, Гегель и Бетховен понимали ,несколько, по разному. Ибо, какое значение Гегель придавал философии, такое же значение Бетховен, (сказавший, что музыка, более высокое откровение, чем философия и мудрость) придавал музыке . Оба по разному понимали и чисто философские проблемы. Бетховен считал, что все противоречия разрешимы в самой действительности, а не в сфере лишь Духа, как считал Гегель. Однако, точно известно, что Бетховен, учащийся и на философа, и начитанный и в Платоне и в Спинозе, и в стоиках, считал своим кумиром Канта, чьи целые отрывки он записывал себе в дневник, особенно, из Критики практического разума.

Иммануил Кант
Иммануил Кант

БЕТХОВЕН И ГЕГЕЛЬ

.

Кант Бетховена восхищал, так же, как и Гете. Однако, свою Апассионату Бетховен написал тогда же, когда Гегель написал Феноменологию духа, и меж этими произведениями, и вправду, есть немало общего, и диалектика, и царство Идеи... Однако, навряд ли, Бетховен - был гегельянцем.

К ВОПРОСУ, БЫЛ ЛИ БЕТХОВЕН ВЕРУЮЩИМ

.

Еще, несколько слов о Бетховене, в связи с религией... Был ли, Бетховен верующим? Бетховен был верующим католиком, и хотя по характеру , его трудно назвать христианином, (про Бетховена говорили, что ему легче написать симфонию, чем сказать кому то, по человечески, спасибо, да и по темпераменту и страстям, Бетховен был скорее демоничным), на музыке его, как впрочем, и на его католицизме это никак отразилось. Хотя, в первую половину жизни, он не был особенно верующим, но когда его в этом упрекнул Гайдн, Бетховен серьезно на Гайдна, обиделся. И даже задумался... Не лишним было бы сказать, и то , что Бетховен знал религиозные кризисы в своей жизни. Однако, у кого их не было, говоря о великих людях, тем более, что и у обычных людей эти кризисы , случаются?

БЕТХОВЕН И ЦЕРКОВЬ

Говоря же об отношениях с церковью , в отличие от случая с Паганини, или с Кантом, имеющим некоторые сложности с церковью , Церковь уже при жизни композитора - относилась к музыке Бетховена , благосклонно. Для церковных служителей, Бетховен в своих произведениях являл положительный пример, ибо пробуждал в людях - духовность.

-3