Найти в Дзене
Юлия Музычная

Упрошенная запись аккордов

Оглавление

Косность традиций.

В музыке, в частности в нотной записи, очень сильны традиции. Всякие попытки про­извести какие-либо усовершенствования, упрощение нотной записи, обычно наталкиваются на косность традиций.

Вспомним хотя бы прокофьевскую и шенберговскую запись парти­тур in С, во много раз упрощавшую работу композитора и дирижера, не говоря о рядовых музыкантах, которые захотели бы изучать оркестр, читая с листа партитуры.

Фактически эти композиторы были единственными, которые смогли пойти наперекор традициям. При­меров косности можно привести немало. Поэтому надо приветствовать опыты по упроще­нию нотиой записи.

Цифрованный бас.

Одной из счастливых находок в этой области можно считать систему буквенно-цифро­вых обозначений аккордов. При этом следует заметить, что цифрованный бас существовал несколько веков назад. В джазе появилась возможность возродить исчезнувшую традицию, но в более развитом, усовершенствованном виде.

Нотная запись.

Нотная запись служит прежде всего для того, чтобы мысль композитора или аранжи­ровщика была воплощена в музыку исполнителем. Очень важно, чтобы нотная запись не усложняла, а упрощала процесс чтения с листа. В чем же заключается упрощенная за­пись?

Прежде всего напишем хроматически все основные тона аккордов, которые применяют­ся при буквенно-цифровом обозначении:

Схема 1

C,C# (Dь), D, Eь, F, F# , (Gь), G, Aь, A, Bь, B

* Знаки X и ьь, малоупотребительны в джазовой литературе, поэтому отсюда и далее в аналогичных случаях вместо си-дубль-бемоля, теоретически более верного, будем писать ля.

[1] Add (англ.)—прибавлять.

Часто знак + ставится после цифры и также обозначает повышенную квинту.

**•* В последнее время в некоторых изданиях знак — употребляется по отношению к терции.

буквенно-цифровые обозначения
буквенно-цифровые обозначения

Практически не употребляются: А# , Е# , В# , Fь, особенно в партиях гитары, баса или духовых.

Теперь обратимся к цифрам. В некоторых случаях вместо сложного выписывания цифр удобнее записать некоторые аккорды в виде дроби. Так, вместо D7 (+11,-9 ) напишем: G/Dь

Такое двухэтажное изображение аккорда удобно применять для сложных составных ак­кордов, которые можно разложить на два простых [1] [2]. Но, как правило, нижняя буква упо­требляется без цифр и значков (в этом случае нижняя буква отделяется наклонной чертой). Это значит, что берется одна эта нота и тот аккорд, который сверху:

ноты аккорда
ноты аккорда

Это удобно и возможностью показать обращение аккорда. Здесь хорошо видна так­же линия басового голоса. Например:

аккорды в нотах
аккорды в нотах

Итак, буквенно-цифровое обозначение аккордов может подробно отобразить состав ак­корда, альтерацию, иногда обращение [1]? Не может быть отображено только расположение аккорда.

Вот моя деревня, вот мой дом родной!
Вот моя деревня, вот мой дом родной!