Косность традиций.
В музыке, в частности в нотной записи, очень сильны традиции. Всякие попытки произвести какие-либо усовершенствования, упрощение нотной записи, обычно наталкиваются на косность традиций.
Вспомним хотя бы прокофьевскую и шенберговскую запись партитур in С, во много раз упрощавшую работу композитора и дирижера, не говоря о рядовых музыкантах, которые захотели бы изучать оркестр, читая с листа партитуры.
Фактически эти композиторы были единственными, которые смогли пойти наперекор традициям. Примеров косности можно привести немало. Поэтому надо приветствовать опыты по упрощению нотиой записи.
Цифрованный бас.
Одной из счастливых находок в этой области можно считать систему буквенно-цифровых обозначений аккордов. При этом следует заметить, что цифрованный бас существовал несколько веков назад. В джазе появилась возможность возродить исчезнувшую традицию, но в более развитом, усовершенствованном виде.
Нотная запись.
Нотная запись служит прежде всего для того, чтобы мысль композитора или аранжировщика была воплощена в музыку исполнителем. Очень важно, чтобы нотная запись не усложняла, а упрощала процесс чтения с листа. В чем же заключается упрощенная запись?
Прежде всего напишем хроматически все основные тона аккордов, которые применяются при буквенно-цифровом обозначении:
Схема 1
C,C# (Dь), D, Eь, F, F# , (Gь), G, Aь, A, Bь, B
* Знаки X и ьь, малоупотребительны в джазовой литературе, поэтому отсюда и далее в аналогичных случаях вместо си-дубль-бемоля, теоретически более верного, будем писать ля.
[1] Add (англ.)—прибавлять.
Часто знак + ставится после цифры и также обозначает повышенную квинту.
**•* В последнее время в некоторых изданиях знак — употребляется по отношению к терции.
Практически не употребляются: А# , Е# , В# , Fь, особенно в партиях гитары, баса или духовых.
Теперь обратимся к цифрам. В некоторых случаях вместо сложного выписывания цифр удобнее записать некоторые аккорды в виде дроби. Так, вместо D7 (+11,-9 ) напишем: G/Dь
Такое двухэтажное изображение аккорда удобно применять для сложных составных аккордов, которые можно разложить на два простых [1] [2]. Но, как правило, нижняя буква употребляется без цифр и значков (в этом случае нижняя буква отделяется наклонной чертой). Это значит, что берется одна эта нота и тот аккорд, который сверху:
Это удобно и возможностью показать обращение аккорда. Здесь хорошо видна также линия басового голоса. Например:
Итак, буквенно-цифровое обозначение аккордов может подробно отобразить состав аккорда, альтерацию, иногда обращение [1]? Не может быть отображено только расположение аккорда.