Продолжим рассказ о Лермонтове и его творческом пути по созданию персонажей в «Герое нашего времени». Легко себе представить, что в иной исторической обстановка при благоприятных обстоятельствах Печорин мог бы найти применение своим силам.
Останавливаясь на предисловии Лермонтова, в котором писатель обещает в свое время опубликовать толстую тетрадь, где герой романа рассказывает всю свою жизнь.
Лермонтову не удалось осуществить свой замысел, показать переродившегося, обновленного Печорина, но в повести есть герой, который дает довольно ясное представление о возможном движении вперед и Печорина: в число действующих лиц произведения введен и образ самого Лермонтова.
Автор статьи «Творческий путь Лермонтова» Е. Н. Михайлова и другие критики считают, что действующим лицом этой части записок является образ такого же офицера, как и Печорин, чуть ли ни повторение героя своего времени. Та же мысль подчеркивается и в учебнике по литературе для VIII класса.
Такое суждение ошибочно: записки ведутся от имени самого писателя: об этом говорит весь стиль, вся направленность записок, и главное — отмеченная в этом образе черта гуманизма.
У него нет того эгоистического равнодушия к народу, которое присуще, несмотря на благородные порывы, Печорину — он тепло относится к простым людям, видит то, мимо чего проходит герой своего времени — глубину страданий Максима Максимовича.
По-пушкински скупо Лермонтов подчеркивает свою большую любовь к Максиму Максимовичу, к простым людям, к родине, любовь, которую Добролюбов назвал истинной, святой и разумной.
Не есть ли в этом отношении автора к народу зарождение тех цветов небесной любви, о которых говорил Белинский, указывая на будущее Печорина? Не говорит ли это место о том, что впоследствии, когда оросится почва, изменится обстановка, и Печорин сумеет по-новому отнестись к народу?
Не случайно последующее поколение русских писателей подхватило эту мысль Лермонтова, показало не только превращение Печориных в Обломовых, но и новые шаги Печориных к народу.
В 50-е годы Толстой, как и Лермонтов, заставляет Эленина уехать из станицы неузнанным, чужим, а в 70-е годы Левин уже начинает понимать, что можно жить так, как живут простые люди, понял это и сам писатель, смело перейдя на позиции патриархального крестьянства.
Еще более решительный шаг делает герой романа Чернышевского, вышедший из дворянской семьи Рахметов: он становится на позиции революционного народа.
Значение Лермонтова в том, что он увидел зарождение того процесса, который позже определился с такой ясностью в творчестве ряда писателей — сближение лучших людей из дворянства с народом.
Вопрос об отношении Печорина к народу тесно связан С вопросом об его отношении к дворянству.
Если в первых главах, где речь идет о таманцах, Максиме Максимовиче, Бэле, раскрываются источники лучших качеств героя, открывается перспектива его дальнейшего движения вперед, в двух последних главах, где Григорий Александрович показан в светском кругу, даётся объяснение, как погибают его лучшие порывы, как духовно гибнут хорошие люди своего времени.
Именно этой цели — показать два мира и отношение к ним Печорину — и подчинена композиция книги.
Как и в первых трех главах, в главе «Княжна Мэри» и «Фаталист» Лермонтов подчеркивает незаурядность и силу Печорина: чтобы он ни делал, ни говорил — во всем чувствуется его огромная воля, ум, богатство, души.
Однако, если в народной среде этим лучшим качеством героя романа открыты широкие просторы для развития (они не могли найти применения благодаря раздвоенности самого Печорина), то в условиях светской среды эти качества неизменно погибают, уродуются.