Древние люди были тесно связаны с окружающим их растительным и животным миром. В те времена человечество еще не отделяло себя от природы, и люди наделяли животных сверхъестественными свойствами, вели свое происхождение от легендарных предков, рожденных животными. Образы ряда животных нашли широкое распространение в культуре и верованиях многих народов.
Большое значение в верованиях древних тюрков имел волк. Кочевникам часто приходилось сталкиваться с этим сильным, ловким, жестоким и умным зверем. Образ небесного волка был общетюркским тотемом. Один из мифов рассказывает о происхождении тюрков от десяти сыновей, рожденных волчицей.
В других легендах волк предстает в качестве спасителя, выводящего племя из местности, окруженной врагами. Волков изображали на знаменах, с ними сравнивали лучших воинов. Во время атаки воины имитировали волчий вой, приводивший противника в ужас.
С распространением ислама древние верования были вытеснены и постепенно забылись, но образ волка сохранился в сознании тюркских народов.
Кроме культа волка у народов, занимающихся кочевым скотоводством, также распространился культ собаки. В некоторых преданиях собака фигурирует как родоначальница племени, рода. Например, киргизы считали своим первопредком Красную собаку. Собака была тотемом некоторых кипчакских родов.
Бык также является древнетюркским культом. Особенно наглядно это отражено в искусстве гуннов, так называемом зверином стиле. Этнонимы «угуз», «огуз» («угез») в имени Огуз-кагана совпадают с быком. Огуз-каган в генеалогических легендах описывается как первопредок тюрок.
Баран являлся жертвенным животным Тенгре. Геральдическим изображением Второй тюркской династии (683-744 гг.) было изображение козла. Наскальные изображения горных козлов были широко распространены в пределах территории Первого тюркского каганата. Не зря, как было отмечено выше, у ворот храма в честь Кюль-Тегина стояли две статуи баранов, обращенных друг к другу.
Газета «Голос Крыма»
№ 1 (991) от 04.01.2013 г