Найти тему

Н.О.М. — «Мы строим свой волшебный мир и в нем живем»

— Для начала хочу Вас спросить про творчество, про Ваш концерт, скажите, что сегодня увидит публика?

Александр Ливер: Сегодняшний концерт - отчетный, ко дню рождения коллектива, 32 года, чтобы показать почтеннейшей публике, что наше дело живет и продолжается, и сами мы полны энергии. В плане творчества будут представлены две песни из нового альбома, старые песни на новый лад и остроумные, пропущенные через творческую лабораторию группы Н.О.М. «Шарики» и «Сорняки» вот их названия.

— Т. е. сегодня будет премьера этих песен?

— С моим участием, да. Как раз сегодня работали в студии, и, надеюсь, хорошо отрепетировали. Посмотрим.

— Хочу спросить в целом про творчество группы Н.О.М. Что это?

— Ну, если отвечать клише: творчество группы Н.О.М. - это и музыка, и картины, и кинофильмы, и книги.

— А если не стандартно, а как Вам хочется?

— Все, что приходит извне, пропускается через такую творческую лабораторию, пищевод можно сказать. Переваривается и на выходе даётся нечто другое как, например, есть такие ночные животные, которые едят кофейные зёрна, потом их выделяют, эти зёрна собирают и варят из них великолепный и очень дорогой кофе. Страшно дорогой по 40 долларов за чашечку. Обычные кофейные зёрна, пропущенные через такую кухню, можно сказать.

— Если вспомнить вообще выступление на нашествии 2007 года, когда Вы исполняли песню 7%, в Вас зрители стали кидаться грязью.

— Кидаться они стали не сразу. Сначала все было хорошо: «Ах, Ель, что за Ель, что за шишечки на ней». Дело в том, что была небольшая ошибка: мы вышли все в белом, в золотых коронах, это такую почти классовую ненависть у людей вызвало, потому что там они, бедняги, по колено в грязи с утра до вечера почти были. А тут вышли такие чистые, ну как тут не кинуть? Начали какие-то нехорошие слова со сцены петь.

-2

— А часто ли такое происходит, что зрители в Вас чем-то кидают?

— Нет, практически в первый раз, я даже не понял, что произошло. Что такое? Это а... это глина чистая глина. Дело в том, что мы шли туда в обход на сцену, через коровники, так что были немножко подготовленные.

— ...сильно не испугало Вас?

— "Nettoyer la merde" - по-французски "очищаться от говна", это означает выкручиваться. Есть такое выражение.

— А есть ли в Вашей группе какое-то табу, то о чем Вы никогда не будете петь? Или же нет никаких рамок?

— Есть, конечно же, внутренний тормоз. И это как то для нас очень очевидно, чего не надо делать. Например, надевать смокинг на голое тело, тельняшек со смокингами, КВНщина.

— А в плане текстов? Есть ли такие темы, которые Вы никогда не будете поднимать или же, что хотите, то и поёте?

— Это должно быть интересно, а то, что дешевая провокация, это неинтересно, стало быть, этого не может от нас прозвучать. Какой-нибудь панк молебен… Я лично считаю, что все это неинтересно.

— Вы помимо участия в группе Н.О.М. участвуете в Женевском Гранд театре. Вы пишите стихи и прозу. Можно ли сказать, что в Россию Вы приезжаете отдохнуть, повеселится? Потому что там более серьёзные форматы, а здесь такое веселье?

— На самом деле границы моего участия тут и там стираются очень сильно. И в некоторых мизансценах я использовал наработки, которые у меня были с группой тоже. Режиссеры, приезжающие в Женеву, не скажу что часто, но с удовольствием воспринимали эти предложения. Есть разные режиссёры театральные, некоторые приходят сложа руки, говорят: ну давайте покажите, а я подумаю, а я буду критиковать. Давай ещё раз - а я буду ждать вдохновения. Это самые худшие случаи. Волей не волей, начинаем скучать и что-то предлагаем. О! А вот это хорошо, а вот сделайте все как Дмитрий. Коллеги так сказать, которые собираются спокойно отсидеться по углам: «Ну ладно, сделаем что ж. В контракте написано - надо выполнять все указания режиссёров».

-3

—Т.е. границ таких нет - одно плавно перетекает в другое?

— Да, и здесь на концертах Н.О.М. тоже использую некоторые клише, наработки, поскольку есть на что посмотреть

— А Вы любите мёд?

— Да, дедушка моих французских детей же тоже пасечник. Очень регулярно снабжаем мёдом в лучших проявлениях. Прекрасный бургундский мёд. Несколько лет назад был в деревне, откуда родом мой отец, в Ивановщине, и там во дворе стояли ульи, и их было 12, представляете? Совпадение, какое ... неслучайно наверно.

— Творчество группы Н.О.М., что это?

Андрей Кагадеев: Мы когда начинали этот проект со своим однокурсником и Ко создателем, моим соавтором литературным, Сергеем Бутусовым, однажды задумались, что надо для себя определить жанр того, чем мы занимаемся и как. И для себя выдумали форму, которая действует до сих пор. Группа Н.О.М. - это идиотизация драматических проявлений действительности и драматизация идиотических. Собственно этим мы и занимаемся во всех проявлениях: это может быть и музыка, и кино во всех проявлениях, все что угодно и вообще даже в и общении. Это хороший творческий метод, мы ему следуем, и он себя оправдывает и не устаревает.

— Наверняка, были такие случаи, когда Ваши друзья, может быть родители, говорили: «хватит заниматься ерундой, нужно становится взрослым человеком и заниматься взрослыми делами». Как Вы к этому относитесь?

— Так вышло, что у нас жизнь получилась такая разнообразная и длинная, потому что на самом деле, трудно представить. Мы начинали в другой стране, с другим представлением, другими планами на будущее. Сколько раз я, например, изучал курс истории КПСС, сколько раз я конспектировал 50-томник Ленина и какие в связи с этим у нас были планы на жизнь. Они были достаточно выстроены, так или иначе. Потом происходят сильные перемены. Сейчас это уже ушло в небытие, этого как будто вообще не существует, уже другая страница, абсолютно другая, т. е. была эйфория полной свободы, не представляйте, что происходило и какие мы, в этом смысле, наивные планы строили на будущее после такого коммунистического детства и юности. Тоже любопытно сейчас. Это и криминал, и наив, и чушь какая-то.

Тоже этот период прошел, потом пошел откат наоборот. И цинизм, что ничего уже не будет, потому что мы осознаем, что нам еще долго до всего, чего хотели, в том числе цивилизации, очень долго. Приходится преодолевать, все время решать, в таком возрасте по-прежнему, какие-то бытовые вопросы. Потому что страна у нас не устроенная, страна сюрпризов диких постоянно. И на этом фоне идеально заниматься как раз искусством. Вот чем нам близок манифест обэриутов, что искусство реально, оно живет просто по другим законам. Имея этот бэкграунд, и вот эту линию жизни: разнообразную, интересную, непредсказуемую, при этом мы строим параллельно абсолютно свой волшебный мир и в нем просто живем, и чем дальше, тем больше в него перетекаем.

— Когда Вам говорят: «Займитесь уже серьезным делом!», что Вы обычно такому человеку отвечаете?

— Это говорили, из серии наши родители, но это было, может быть в период 90-ых или еще раньше. Сейчас никто так не скажет, потому что, как выяснилось, мы занимались одним из самых серьезных дел. И, как оказалось, сделали правильный выбор. Потому что многие иллюзии по поводу серьезных псевдо-дел оказались теперь смешны. Сейчас нам вот эту претензию сложно предъявить, потому что мы 32 года уже как группа. Много ли у нас коллективов творческих с таким долголетием? Мало. А мы вот сейчас только из студии, работаем над новым альбом. В этом году он будет. У нас галерея Свиное рыло, одна из самых популярных галерей в городе, которую мы сделали просто так, для себя. Мы никакого профессионального спонсорства, каких-то хитрых ходов не делали. Мы просто художники, причем не учились нигде. Мы рисуем, что хотим, при этом мы успешные художники. Многие аж разрываются от злобы и зависти, глядя, например, на свиное рыло.

— Вот Вы сказали, Вы сейчас работаете над новым альбомом, приоткроете тайну, как он будет называться?

— «Веселая карусель». Это мы к новому году делали наш ежегодный новогодний концерт для публики с Дедом Морозом и прочее. Мы его решили сделать с уклоном, как с детства все помнят, под Новый Год показывают сборник мультфильмов. Новогодний мульт-концерт. Мы решили обратиться к песенкам из мультфильмов. Кое-что мы переделали кое-что взяли, а потом в этом жанре еще сами начали сочинять. Поэтому будет такой мульт-концерт. Веселая карусель - это был известный советский альманах, откуда "Ну-погоди" появился.

-5

— А чем Вы вдохновляетесь?

— «Когда б вы знали, из какого сора...» Вдохновиться можно чем угодно. Бутылочным стеклом, которое валялось в грязи, вообще непредсказуемо.

— А, например, возьмем какую-нибудь композицию из Вашего нового альбома, что Вас натолкнуло на одну из песен?

-Об этом начинаешь говорить, и все становится неинтересно. Внутри как то все сошлось, щелкнуло и получилось. Потом начинаешь объяснять, сам путаешься в словах. Это на самом деле и не надо, потому что эти секреты обычно не раскрываются. Я думаю, что впоследствии, когда захочется и покажется интересным, мы можем приоткрывать и истории создания вывешивать, «а вот в процессе, когда мы эту песню сочиняли, было то-то и то-то». А сейчас мы просто находимся в стадии, пока интересен результат, и публике тоже.