Найти в Дзене
Для лёгкого чтения

Цена высокой успеваемости: гнаться ли за идеальными оценками?

Путь с работы домой занимает всего минут двадцать неторопливым шагом. Прохожу маленький скверик, площадь, детскую площадку, храм — остается пройти по тротуару небольшую улочку вдоль частных домов. Хотелось бы сказать — тихую, но нет. То тут, то там раздаются однотипные крики разгневанных матерей: «Делай уроки! Не отвлекайся, я кому сказала! Пиши!!! Экскаватор. Да не тар, а тор, бестолочь!»

Первые два-три года учебы нужны, чтобы ребенок научился работать с поступающей информацией самостоятельно, тут уж без помощи старших никак. Правда, в этом плане наша система образования вставляет палки в колеса: учителя настаивают, чтобы все «декоративное» — рисунки, проекты и прочие задания, плоды которых используются во всевозможных отчетах, выполнялись взрослыми — так они эффектнее смотрятся на выставках, открытых уроках и других видов отчетных мероприятий.

При этом лично у меня претензий к учителям нет. У них сейчас такая сумасшедшая нагрузка по всем фронтам, что им хочется всячески помогать. Вопросы копятся к тем, кто эти программы составляет: почему вы не можете продумать что-то такое, чтобы и детям пошло на пользу, и учителю позволило проявить на практике свои педагогические навыки, и не портило бы отношений между родителями и детьми? Ведь любой проект можно задавать не каждому ребенку по отдельности, зная, что все будет «слизано» с интернета, а распределить небольшие фрагменты всем ученикам, учитывая их сильные стороны! И потом, собрав получившееся целое, сделать открытый урок для всей школы, пригласить родителей, организовать фотосессию, на классном часе обсудить результаты. Так дети и материал запомнят, и в команде поработают, и в себя поверят.

Но нет, кому это надо, если есть родители — бесправные существа, виноватые в том, что родили детей и любят их. Вот пусть и стараются, учатся за них. Но ведь и мы были учениками, и в то время случаи, когда родители вплоть до выпуска вместе со своими подопечными ежевечерне корпели над «домашкой» были исключением и вызывали недоумение.

Я убеждена, что родителям противопоказано помогать делать уроки собственным отпрыскам после окончания начальной школы. Хотя бы потому, что даже признанные, состоявшиеся педагоги, славящиеся тем, что способны найти подход даже к самому «проблемному» подростку, переживающему пик пубертата, со своими собственными детьми терпят фиаско. Там, где мы чужому ученику ласково и спокойно повторим столько, сколько нужно, родному уже готовы будем на третьем повторе «настучать по тыкве» и обозвать тупицей.

Мне очень повезло: уроками с моим зайчиком золотым всю начальную школу вплотную занималась бабушка (а до школы мы с дедушкой научили его бегло читать, бабуля методично, поэтапно прошла со старшеньким внучком всю систему подготовки к школе на сайте «IQша»).

Теперь мы переехали в другой город, и вся ответственность за учебу легла на мои плечи. А я хорошенько подумала, и сбросила ее на сына. Потому что наши доверительные отношения и спокойная нервная система мне дороже идеальных оценок. Моя задача — обеспечить его канцелярией, местом для работы и контролем за тем, чтобы он за уроки сел. В содержимое тетрадей я не лезу, могу помочь в разучивании стихотворений — зачитываю на диктофон с правильным интонированием, а он потом слушает и учит. По литературе у него пятерки. Бывает, что по математике случается какой-то «затык», но тут я ему честно говорю, что он уже куда умнее меня в этом предмете, и, попыхтев и риторически поругавшись, сын обычно справляется с трудностями.

Есть у нас железное правило: в девять вечера мы ложимся спать, что бы не было задано на завтра. Если что-то не доделано, встаем на час-полтора раньше и, не отвлекаясь на уведомления в чатах, которые не смолкают вечером, и звонки одноклассников, которые ну никак нельзя проигнорировать, быстро «дописываем-дорешиваем» и собираем портфель. Мы тут, конечно, условно, так как я занимаюсь завтраком, а ребенок рядом работает.

В первой четверти он успел получить две двойки («не в журнал, мама, не волнуйся, я все исправлю»). Просто не записал домашнее задание, сделал устно то, что надо было письменно.

— Мама, а ты меня теперь сильно накажешь, да? — показал он мне дневник.

Первая двойка
Первая двойка

Я ушла, чтобы не поддаться эмоциям. Через десять минут вернулась, сказала, что на первый раз наказания не будет, но теперь буду уточнять, что задано, в родительском чате. Больше таких ситуаций не возникало, результаты первой четверти хорошие. Пока моя система работает, и в семье мир, лад и доверие.

Оценки за первую четверть
Оценки за первую четверть

Я считаю, что наше чрезмерное участие в образовательном процессе развивает инфантилизм и нивелирует у детей чувство ответственности за их будущее. Мой сын часто слышит от нас, взрослых, что мы с ним на контрольных сидеть не будем, что учиться в ВУЗ с ним не пойдем, что учеба — это его работа, важная в первую очередь не для моей субъективной материнской гордости, а для раскрытия его потенциала.