Найти в Дзене
Сергей Зацаринный

Принцесса Тулунбия

Усыпальница Тулунбии не единственный кусочек Золотой Орды в Каире. На том же кладбище в часовне третьего мужа принцессы эмира Сусуна упокоился прах ещё одного персонажа моих "Пустой клетки" и "Шведского огнива" эмира Урук-Тимура.
Семь лет спустя после описываемых в этих повестях событий, в 1340 году он возглавил посольство ко двору султана ан-Насира. С ним был его сын Мухаммед-ходжа. Урук-Тимур был принят султаном, пожалован атласным халатом и золотым поясом. А уже через пару недель он заболел и умер. Султанская канцелярия аккуратно зафиксировала эту дату - 20 сентября 1340 года. Она же отметила, что погребен золотоордынский вельможа в часовне Сусуна.
Кстати, своего купца Музаффара из "Шведского огнива" я тоже нашёл в египетских хрониках. Он действительно был работорговцем. В Египет он прибыл осенью 1337 года с посольством. Сам он привёз невольников, своих и принадлежащих эмирам Могулбуге и Сунджбуге, кроме того их дары султану. Правда сам посол, направлявшийся ко двору ан-Насира умер по дороге, поэтому купцу пришлось худо-бедно исполнять его роль. Судя по всему она свелась лишь к передаче послания и даров.

Золотая Орда всегда была для меня чем-то вроде Атлантиды - загадочным царством, сгинувшим во тьме времён. Сгинувшим бесследно. Лишь изредка земля выбрасывает на поверхность осколки былой жизни. Черепки, монеты, кирпичи и разорённые безымянные могилы. Через толщу веков доносит даже не голоса, а так - обрывки снов.
Сегодня мне прислали фотографию могилы принцессы Тулунбии. Она до сей поры сохранилась на старом каирском кладбище.
Эта женщина слабой безымянной тенью промелькнула где-то за спинами героев моей "Пустой клетки". Это та самая невеста Туртаса о которой вспоминал шейх эн-Номан.
Не думал, что сохранилась её могила.
Родственница хана Узбека Тулунбия была отправлена в далёкий Египет в 1319 году. Ей предстояло стать женой султана ан-Насира. До места она добралась только в 1320.
Брак оказался неудачным.
Султанским гаремом правила железной рукой другая женщина. Она тоже была из Золотой Орды, но её происхождение покрыто дымкой неизвестности. Она была продана в Египет вскоре после разгрома и гибели знаменитого Ногая и вполне возможно была его родственницей. Её звали Тогай.
До самой смерти она держала своей железной женской ручкой сердце повелителя. Соперница чингизовых кровей ей была ни к чему. И уже на следующий день после свадьбы султан отправился в путешествие по Нилу. Без Тулунбии.
Его сердцем до самой своей кончины владела Тогай. Кстати её мавзолей тоже сохранился. Это одно из крупнейших и красивейших зданий каирского некрополя.
Судьбы же самой золотоордынской принцессы оказалась связанной с судьбой одного из её слуг, прибывших в её свите из Золотой Орды.
Звали его Кусун.
Едва увидев юношу султан пожелал купить его, а узнав, что он свободный человек, послал деньги его брату Сусуну, а самого Кусуна взял к себе на службу.
Тот стал эмиром, одним из самых могущественных людей Египта того времени. Ему подчинялась большая часть войска.
Карьера его закончилась, как и кончаются обычно такие карьеры. 20 лет спустя он впал в немилость, брошен в тюрьму и задушен.
Но к нашей истории он уже не имеет никакого отношения. Для нас он лишь брат Сусуна. Того самого, которому султан послал некогда 8000 дирхемов. Этот Сусун тоже перебрался в Египет под крылышко могущественного брата, но сам ничем не прославился. За него и выдали замуж в 1331 году овдовевшую Тулунбию. За пару лет до этого султан развёлся с ней и выдал за своего приближённого, который вскоре умер. И вот бывшая принцесса из Золотого рода вышла замуж за брата своего бывшего слуги.
Кстати, когда весть об этом достигла берегов Волги Узбек пришёл в страшную ярость и послал в Египет специальное посольство за Тулунбией.
Оно вернулось ни с чем.
Посланникам золотоордынского владыки сказали, что женщина умерла. Очень может быть, что она сама не пожелала возвращаться в кипчакские степи из роскошного Каира, города сказок "Тысячи и одной ночи". Тогда ведь говорили: "Кто не видел Каира, тот не видел мира".
Тулунбия предпочла жизнь в спокойствии и роскоши, подальше от политики.
Правда Сусун через три года умер и она вновь вышла замуж.
Она пережила всех. И султана, и Узбека, и своего бывшего слугу Кусуна, и своего мужа Сусуна, усыпальница которого тоже сохранилась в Каире.
Тулунбия умерла, когда на берегах Волги уже вовсю лилась кровь и бушевала "великая замятня".