Найти тему
Сергей Зацаринный

Золотая Орда: что осталось?

Пишу сразу по нескольким причинам.
Во-первых, меня спросили, а много ли реально осталось источников по истории Золотой Орды. Между строк читается - много ли ты насочинял в своих "Пустой клетке" и "Шведском огниве".
Во-вторых мне в личку написали аж три (!) человека, которые недоумевают, чего это я разбрасываюсь сюжетами, пишу всё в ФБ. Ведь украдут.
Начну с конца. Для того и пишу, чтобы кто-нибудь "украл". То бишь заинтересовался и воспользовался. Вот только надежда на это слаба. Почему, см пункт 1.

А теперь к ней, родимой, к правде истории.
История ведь это не то, что было, а то, что осталось. Но человек одарён воображением и может, установив закономерности в сохранившихся фактах, дополнить картину и восстановить то, что утрачено. Это называется реконструкция.
Когда несколько лет назад я принялся за написание первой повести, действие которой происходит в XIV веке в Золотой Орде, то вполне естественно, мне нужно было определить с чего начинать.
Помните завет Тынянова: "Я начинаю там, где кончается документ".
Скажу вам по секрету, именно этот поиск границы, откуда нужно начать и является для меня самым увлекательным во всём этом процессе.
Так что же осталось от Золотой Орды?
Если вам скажут, что ничего, будьте уверены - вы беседуете с человеком, который искренне считает, что всё, чего он не знает - не существует.
Только издающийся сейчас собрание материалов по истории Золотой Орды насчитывает пять томов. Уже вышли из печати Том I - арабские и персидские источники и Том III - китайские и монгольские. Ждут своего часа западноевропейские, армянские и русские.

Сохранились несколько ярлыков ордынских ханов, дипломатическая переписка, записки путешественников. О Золотой Орде писали арабские и персидские учёные, католические миссионеры, торговцы, она попадала на средневековые карты, в экономические труды и хозяйственные документы. Из них я особо выделил бы сочинения Ибн-Батутты и Пеголотти. До нас дошли некоторые научные сочинения, созданные её учеными и даже поэзия. Совсем недавно был переведён и издан на русском языке целый сборник поэзии Золотой Орды.
До нас дошло даже одно-единственное частное письмо, написанное в XIII веке на бересте.
Что можно узнать из всех этих источников? Цены, направления торговых путей, описания городов, имена ханов, эмиров, купцов, судей, суфийских шейхов. Есть словесные портреты, характеристики, описания местности. Есть даже описание блюд и обычаев. Что пили, что ели, как вершили суд.
Недавно ко всему этому прибавился новый массив источников - документы итальянских архивов. Причём это источник первоклассный - хозяйственные акты.
Для того, кто пытается воссоздать картину тогдашней жизни бесценным пособием станет составленный в XIV веке кипчакский словарь, содержащий множество пословиц и поговорок.
Большие успехи сделала в последнее время ордынская нумизматика. Чеканя на монетах имена ханов, год и места выпуска предки донесли до нас много информации о городах, монетных дворах, политических событиях и экономических процессах.
Так что фактов, позволяющих составить крепкий скелет описываемых исторических событий, предостаточно. А вот как с деталями?
Здесь своё слово говорит археология.
Учёными исследовано множество золотоордынских зданий. Восстановлена их конструкция. Известно каких животных держали, какие овощи и фрукты ели, какой посудой пользовались. Это реально очень большой массив знаний, который по ряду причин почти не известен широкой публике.
Почему-то вообще вопросы, что ели, во что одевались некоторым кажется очень сложным.
Я уже говорил, что об этом писали ещё арабские авторы. И довольно подробно. Добавьте к этому богатые археологические материалы. Найдены и образцы одежды и немереное количество украшений. Сохранились даже рисунки. Есть немало работ по истории костюма.
Как выстраивались взаимоотношения?
Это тоже известно. По конфессиональному признаку. Мусульмане судились у своих кади, евреи жили своей общиной, армяне своей, православные своей.
Как водится, чем больше появляется новых знаний, тем больше возникает новых вопросов. Эту особенность заметили ещё древние мудрецы.
Многое из того, что ещё недавно казалось незыблемым сейчас подвергается сомнению. Но это как раз потому, что мы стали больше знать.