Найти тему

«Солнцестояние» (2019) Ари Астера и «Коко-ди-коко-да» (2019) Йоханнеса Нюхольма

Оглавление
«Коко-ди-коко-да» (2019) следуй за белым котиком…
«Коко-ди-коко-да» (2019) следуй за белым котиком…

Решила спаровать два этих относительно свежих фильма с явным скандинавским следом, которые еще продолжают идти в кинотеатрах, поэтому спешу вам о них поведать.

Скандинавское кино

Есть такая поговорка, о том, что англичане думают, что человек состоит из тела и души, французы - что из разума и чувств, а скандинавы - прозаично - из мяса, костей и крови.

Что же роднит скандинавское кино? И как можно сразу же по нескольким кадрам определить, что перед тобой картина шведского, датского, исландского или норвежского режиссера?

Для меня это некая "святая" простота, незамутненность сознания, природная, первозданность в человеке. Скандинавы умеют сделать свою картину мира понятной и для других народов, а также не потерять свой колорит, хотя казалось бы, уж что-что, а скандинавский мир давно уже космополитичен и открыт всему новому.

Из общего у фильмов еще и жанровая составляющая фильма ужасов, хотя в случае "Ко-ко-ди..." это нечто называемое сейчас пост-хоррором, то есть никакого эффекта "мокрых штанов" режиссером не задумано. Зато задуман некий мистический туман, от которого становится тревожно и страшно.

Каникулы американских студентов в шведской деревушке

Итак, "Солнцестояние". Как понятно из афиши, девушка в венке из цветов явно намекает, что речь пойдет о празднике Мидсоммар, который проходит в Щвеции в середине лета. Группа американских аспирантов попадает в рустикальную шведскую коммуну, которая живет по обычаям своих предков. Сначала пришлым гостям всё нравится, они предвкушают приключения, но потом, яркое первое впечатление сменяется культурным шоком, а потом по одному они начинают пропадать...

Честно скажу, что если бы не клише хоррор-фильмов, которые широко известны даже тем, кто смотрел только "Кошмар на улице Вязов" в 8-летнем возрасте, а именно - беспечные ничего не подозревающие жертвы, сел телефон в деревне, пирожки из странного мяса - все это перекочевало уже в детские страшилки, сколько можно запаковывать это в сценарий? Так вот, если бы не все вот это, то фильм очень показывает современное прочтение языческого мифа, его некую обреченность и отсталость, а также легкость подобного бытия по сравнению с тем постоянно ускоряющимся, меняющимся миром, в котором мы живет сейчас. Плети себе веночки каждое лето, танцуй хороводы, "и повторится всё как встарь", а когда время придет, с достоинством прыгнешь со скалы и отправишься к праотцам или куда-то там в Вальгаллу.

Ну хватит спойлеров, еще скажу, что в начале вас ждет диво-дивное, открывающее фильм как в русских сказках! А в конце ждите ссылочку на Ларса фон Триера и его последний шедевр.

Потустороннее кукареку

А теперь про "Коко-ди-коко-да". Сразу объясню непонятное название, которое понятно каждому шведскому ребенку, это строчка из песенки про петуха, которого очень беспокоит, что с того света уже не покукарекаешь...

В шведско-датской семье внезапно умирает 8-летняя дочь. Спустя несколько лет после, муж и жена уже еле терпят друг друга, едут на пикник на природу. И попадают в некую временную петлю - циклический кошмар, который меняется, но неизбежно повторяется, и повторяется, и повторяется. При этом фокальным героем, который в этом кошмаре, сохраняет память о предыдущих кошмарах, сначала становится муж, а потом уже жена. Помните о этом и вам все станет ясно:)

Несмотря на некоторую накрученность и несвязность, фильм простой как 5 крон. Чтобы совсем стало ясно, в картине несколько раз возникают маленькие сценки из эдакого примитивного, но очень милого театра теней, который просто, на пальцах, объясняет то, что происходит с главными героями.

Эти два фильма роднит и то, что несмотря на всю хоррор-составляющую, на пот и кровь, сквозь тернистый лес жизни можно пробраться, надежда ведет нас на свет.

Приятного и просмотра и неминуемого катарсиса, друзья!