Найти тему

Обслуживание карьерной техники. В центре добычи

Неподалёку от деревни Большая Талда в Кемеровской области добыча угля идёт полным ходом: одновременно здесь работают целых 15 разрезов, принадлежащих различным компаниям. Неудивительно, что именно здесь разместила свою базу транспортная компания ООО «Регион 42», специализирующаяся на транспортных услугах, работающая с карьерной техникой.

Логотип компании на лобовых стёклах спецтехники нам доводилось видеть и раньше: в Кузбассе машины «Регион 42» работают у многих добытчиков. А вот лично с предприятием и его специалистами наша редакция познакомилась недавно.

На производственной площадке нас сопровождает главный инженер компании Антон Юрьевич Панкратов, который и делится с нами опытом работы с техникой, технологиями и производителями.

Об аренде карьерной техники

Мы предположили, что к услугам подряда прибегают в основном небольшие угледобывающие компании — и ошиблись.

В списке клиентов «Региона 42» есть добытчики разного «калибра», в том числе и очень крупные холдинги. Антон Юрьевич объясняет: чтобы содержать собственный парк техники, нужно иметь рембазу и штат сотрудников.

Как правило, для функционирования одной единицы нужно четыре человека, чтобы они могли работать посменно, а машина в результате — круглосуточно. А персонал — это ответственность, социальная политика, работа отдела кадров.

В некоторых случаях для добывающей компании это становится невыгодно и затратно.

-2

Например, если речь идёт о холдинге с активами в разных регионах. Головной офис за несколько тысяч километров, создавать крупный филиал в другом городе или отправлять сотрудников на вахту — это дополнительные сложности, и проще обратиться в транспортную компанию.

Или, если актив в Кузбассе небольшой и разработка будет вестись, скажем, 5 лет. Всё это время добытчик будет осуществлять лизинговые платежи. В итоге, когда техника окажется в собственности, потребности в ней уже не будет. В таких ситуациях также прибегают к услугам аренды.

«Около 15 лет назад, когда мы выходили на рынок, нашим клиентом стал актив крупного угледобывающего холдинга. Парк техники у них был свой, но с ремонтами они не справлялись. Мы предложили услуги аутсорсинга с последующим выкупом, «забрали» у них около 50 БЕЛАЗов.
Производительность добычи на предприятии в тот период заметно выросла.
Тот участок сегодня уже закрылся, какое-то время угледобытчик пытался справляться самостоятельно, но в итоге проблема вернулась на новом разрезе: ремонты своевременно проводить не удаётся, КГТ низкий. И мы возобновили сотрудничество.
Теперь, правда, это уже наши собственные машины, они работают на условиях аренды», — рассказывает Антон Панкратов.

Сегодня в парке «Региона 42» порядка 200 единиц техники, а работают здесь 1025 человек. Что называется, есть всё: буровые, экскаваторы, самосвалы, вспомогательная техника, даже автобусы для доставки работников на разрез.

Об обслуживании техники

В «Регионе 42» очень гордятся достигаемым высоким КТГ машин.

Здесь важна, во-первых, скорость реагирования: пока мы беседуем с Антоном Юрьевичем, он успевает провести с десяток телефонных переговоров и решить несколько насущных вопросов. А время между тем только восемь часов утра.

А во-вторых, как объясняет наш собеседник, за годы работы предприятие сформировало свою систему ППР (планово-предупредительных ремонтов), и она демонстрирует себя как эффективная.

«На предприятиях обычно техника каждый три месяца встаёт на ППР — так положено. Мы сделали по-другому. После смены водители приходят в офис и рассказывают о состоянии машины. Если есть нарекания, пишут заявку.
Мы эти заявки анализируем, выбираем одну-две, где нужно устранить неисправность уже сейчас. Бывает, что и вообще никого на ремонт не ставим. То есть ремонт делаем тогда, когда это необходимо. Конечно, техника есть техника, и аварийные ситуации хоть и редко, но бывают.
Устранение таких неисправностей у нас, конечно, в приоритете. Так вот, техника постарше у нас может и раз в месяц на ремонте побывать, а новая — отходить полгода без ППР», — комментирует Антон Панкратов.

О производителях

Неудивительно, что в числе 200 единиц техники представлены машины различных марок и стран-производителей. Однако самосвалы в парке «Регион 42» только БЕЛАЗ.

При наличии собственной рембазы, говорит Антон Юрьевич, странно прибегать к услугам ремонта, которые предлагают компании. А иностранные производители самосвалов работают только по такой схеме: без сервисного договора гарантия перестаёт действовать, а стоимость сервисных услуг очень высокая. Если цена самой машины может быть сопоставима с предложением белорусского завода, то сервис делает эти машины неоправданно дорогими. Что же касается БЕЛАЗов, то с ними специалисты «Регион 42» работают уже много лет, конструктив изучили и, что называется, руку набили.

Здесь все необходимые мероприятия они могут провести своими силами.

-3

А вот в рядах вспомогательной техники компании представлены машины многих производителей: Caterpillar, John Deere, Komatsu, Hitachi и т. д. Опыт работы с российскими производителями есть, однако отзыв мы получили негативный. А вот «американцев» Антон Юрьевич похвалил.

«Сегодня у нас работают четыре грейдера John Deere. Периодически мы их обновляем, сдаём свои машины по трейд-ин, а сами приобретаем более современные. И таким образом через нас прошли уже восемь грейдеров этой марки. Сами по себе машины хорошие, что и говорить, да и сервис дилер (мы работаем с «Тимбермаш Байкал») на месте отладил.
Хотя в обслуживании эти грейдеры недёшевы. Раз в три месяца мы меняем расходники, и это достаточно серьёзные инвестиции. Где-то, может быть, и можно использовать аналоги, но большинство запчастей все-таки нужны оригинальные — это я как технарь знаю.
На самом новом нашем грейдере установлена JDLink — это такая система дистанционного контроля, интересное решение.
У нас пока машина совсем свежая, большой нужды в ней нет, но в перспективе наверняка пригодится. Я вот сейчас по другой машине звонил, чтобы узнать коды неисправностей, а тут я сам смогу зайти и посмотреть — это удобно», — говорит наш собеседник.

Антон Юрьевич, кстати, отмечает важность грейдеров для открытой угледобычи — хотя техника вроде бы вспомогательная.

«Можно выделить несколько причин, по которым возникают поломки в конструкции карьерных самосвалов. Это могут быть перегрузы, тогда страдают металлоконструкции, появляются трещины на раме.
Мы стараемся этого не допускать, устанавливаем систему контроля загрузки, но порой перегрузы на объектах заказчиков всё-таки случаются.
Ещё одна причина — качество запчастей, поэтому во многих случаях мы и отказываемся от идеи аналогов. Ну и, конечно, качество дорог. Тут на всех разрезах по-разному, и от участка к участку ситуация меняется. И дело не только в том, что какие-то предприятия следят за технологическими дорогами, а какие-то — нет или просто не справляются с объёмом работ.
Природные условия разные, кому-то повезло больше. Но после дождя или в межсезонье очень часто дорога превращается в грязевую лужу.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем добытчикам использовать грейдер. Мы свои грейдеры не бережём, и они работают круглосуточно», — делится опытом Антон Панкратов.

О китайской продукции

Перечисляя присутствующие в парке техники «Регион 42» марки машин, мы намеренно выпустили китайских производителей. А с таковыми компания также работает — имеется позитивный опыт.

«Удачное сочетание цены и качества», — говорит наш собеседник.

Не так давно «Регион 42» наладил сотрудничество с китайским производителем шин LUAN: компания продемонстрировала клиентоориентированный подход, а продукция хорошо себя зарекомендовала.

«Мы долгое время сотрудничали с одним производителем шин. Давайте условно назовём его «отечественный производитель». Несколько лет назад случился брак партии, и у нас одно за другим полетели пятьдесят с лишним колёс.
Можете представить, какие это убытки. Мы обратились к производителю, и, представьте, они отказались работать с рекламацией. Понятно, что дальнейшее сотрудничество развивать не хочется. Сейчас мы берём у них только один типоразмер шин — он довольно удачный.
-4
И вот в поисках партнёра мы вышли на крупного китайского производителя. Он прислал одну партию, мы протестировали, в целом остались довольны.
Но одна модель в наших условиях работала плохо. Так представители компании оперативно приехали к нам, мы им показали все наши условия эксплуатации, они тут всё осмотрели, сфотографировали. И через полгода разработали для нас шину.
Очень хорошее получилось решение — свою норму шины отхаживают. Представляете, полгода! Мы с «отечественным производителем» за 10 лет такого взаимопонимания не достигли», — рассказывает Антон Юрьевич.

О датчиках в шинах

Продолжая тему шин, мы затронули тему датчиков контроля температуры и давления. Оказалось, что и здесь у «Регион 42» есть опыт.

«На нескольких карьерных самосвалах у нас стояли датчики системы Schrader. Очень нам помогли, когда мы экспериментировали с шинами, выбирали производителей и тип.

И сейчас поставщики шин иногда предоставляют их в комплекте со своей продукцией, чтобы мы могли отследить, что происходит с колесом в условиях реальной эксплуатации», — говорит главный инженер «Регион 42».
-5

Он согласился с тем, что работа с датчиками внутреннего исполнения создаёт дополнительные сложности. Однако отметил, что имеет смысл использовать именно такие системы, поскольку они дают максимально точные данные.