Серьезные научные исследования археологических находок начались по историческим меркам совсем недавно. А еще в последней четверти XIX века это было делом энтузиастов. И хорошо, если кто-то видел в древней вещи не просто забавную безделушку или изделие из драгметалла.
Знаменитый Амударьинский клад – самая крупная подборка золотых и серебряных украшений, монет, миниатюрных скульптур и посуды, относящаяся к эпохе, когда в Персии правили Ахемениды. Браслеты из этого клада с изображением грифонов напоминают об изображениях на стенах дворцов Персеполя. Точная дата его находки неизвестна, ориентировочно – после 1876 года, но не позже 1880. Найден клад был в Тахти-Сангин, где в древности находилось святилище древнего зороастрийского культа, окруженное другими постройками и кирпичной стеной. Вернее, сказать – предположительно там найден. Толком даже неизвестно, кто и при каких обстоятельствах его обнаружил. Серьезные раскопки в древнеперсидском святилище и окрестностях вели уже советские археологи в ХХ веке, и тоже много чего нашли уникального и даже драгоценного. Сейчас Тахти-Сангин – это территория Таджикистана.
А тот первый клад был приобретен, очевидно, у местных жителей купцами, которые намеревались его попросту продать на каком-нибудь крупном базаре в ювелирном ряду. Но им не повезло попасть в лапы разбойников где-то на половине пути между Кабулом и Пешаваром. В ситуацию вмешался британский консул, который способствовал освобождению торговцев. Им даже вернули драгоценные вещицы все до единой. Один браслет был то ли подарен консулу, то ли уступлен ему с большой скидкой. Есть даже версия, что тот консул был сам знаменитый Френсис Ричард Бертон, прославленный путешественник и (как без этого) разведчик. Правда, период его службы в Центральной Азии официально завершился в самом начале 1870-х… Хотя по части познаний в тонкостях восточных обычаев и менталитета Бертон тогда равных не имел.
Как бы то ни было, торговцы добрались до территории современного Пакистана и продали все изделия. Потом их сумел выкупить известный английский антиквар по фамилии Фрэнкс, который увез их на родину. Всю свою коллекцию и особо «Oxus Treasure», то есть, сокровище с берегов реки Окс (древнее имя Амударьи) он завещал Британскому музею.