Найти тему
Вячеслав Байков

Coca-Cola покарила весь мир

В 1886 в Атланте Джон Стит Пембертон изобрел рецепт сладкого и густого сиропа. Он отнес его в самую большую аптеку в городе и в первый же день все порции были распроданы по 5 центов за стакан.

-2

Название и логотип почти сразу после изобретения сиропа придумал бухгалтер Френк Робинсон. Именно он красивыми, фигурными буквами нарисовал фирменный знак который станет важнейшим элементом имиджа компании. Название сиропа было выбрано не случайно, всё пошло от ингредиентов листьев коки, и орехов тропического дерева "колы". Изначально Пембертон запотентовал свой напиток как лекарственное средство от всех нервных расстройств и импотенции. Напиток считался более слабым наркотиком, который может отбить пристрастие к морфию.

-3

По началу посетители аптек покупали по 5-6 стаканов в день, выручка за первый год продаж составила не более 50 долларов, и это при том что на производство напитка была затрачено 70 долларов. Есть разные версии такого, как напиток стал шипучкой. По одной из версий, некий один страдающий от похмелья южанин заглянул в аптеку и попросил предоставить ему бодрящую микстуру. Продавец поленился идти в другой зал аптеки к водопроводу и предложил посетителю разбавить микстуру содовой. Смесь получилась на столько вкусная, что посетитель выпил сразу несколько таких напитков. Вскоре, во всех аптеках микстуру Пембертона продавали исключительно с содовой.

-4

В 1887 году до южного штата Джорджия впервые добрался "сухой закон", кока кола начинает продаваться лучше, но у изобретателя нет средств на дальнейшее развитие бизнеса, он продает все свои активы и две третьи фирмы покупает тот самый изобретатель газированной кока колы. За все это Пембертон получает 2000 долларов.

Джон Пембертон умирает 16 августа 1888 года. Через два года после создания своего сиропа. К этому времени химик любитель успел накопить баснословные долги, поэтому его жене ничего не оставалось как продать права на напиток. Их выкупил эмигрант Аса Григгс Кэндлер, именно он через 4 года основывает Кока Кола компани. Кендлер, будучи убежденным трезвенником действительно считал, что Кока Кола это идеальный напиток, а главное панацея от всех болезней. Но что бы улучшить вкус, а главное увеличит срок годности, при этом не потеряв основного свойства напитка, тонизирующего эффекта, Кэндлер разрабатывает новый рецепт на основе оригинала.

-5

В это время штаты охватила кокаиновая паника, во многом имевшая социальную и расовую подоплёку. Американская пресса давила на некую сверхъестественную силу допинга. Нападение на белых женщин журналисты объясняли воздействие кокаина на мозг афро-американцев. Естественно это не могло коснуться и живительного напитка в состав которого входили листья той самой коки. Поэтому основной ингредиент пришлось заменить на листья , из которых кокаин уже был выпарен. Подобная модернизация по тем временам требовала больших вложений, Кендлер инвестировал в свой бизнес 100 тыс. долларов. Глава компании придумывал всё новые ходы, чтобы привлечь клиентов, правда тогда еще не существовало таких понятий как пиар, маркетинг или рекламная стратегия. Но Кендлер действовал как истенный пиарщик. Компания стала поставлять аптекам бесплатно по два галлона сиропа, в обмен на имена и адреса постоянных клиентов. За тем каждому из них присылали бесплатный талон на стакан кока колы. Расчет был прост и точен, посетитель выпив однажды напиток, обязательно закажет еще и таким образом аптекарь мгновенно сбудет всю партию.

-6

В 1916 году появляется оригинальная бутылка кока колы. Придумал ее один из сотрудников Бенжамин Томас. Он думал над формой бутылки несколько месяцев, но в итоге идею навеяло само время. В начале века в моде была фигура "песочные часы", женщины носили юбки годе с перехватом ниже талии. В итоге эти пропорции и были выбраны для оригинальной бутылки.

-7

Вскоре в магазинах стали появляться упаковки из шести бутылок, а позже появились выносные холодильники, откуда посетитель мог забрать охлажденный напиток сам.

Компания разрасталась, заводы стали появляться во всех штатах, колу стали размещать на обложках модных журналов, реклама захватила огромные плакаты вдоль дорог. Вскоре напиток стали рекламировать спортсмены и артисты.

Аса Кэндлер не видел большой выгоды в том что бы продавать напиток в бутылках, поэтому он уступил эксклюзив двум предпринимателям всего за один доллар. Бенжамену и Джозафу, они получили права на разлив и продажу напитка на всей территории США. Забегая вперед отметим, что уже в 1925 году объем сбыта напитка в бутылках превысили объемы продаж в разлив. По сути с этого момента начинается история всемирная система кока колы, ботленга и так называемого франчайзинга, сбыта товара через партнеров. У колы стали появляться многочисленные подделки, с ними компания справлялась довольно легко. Возбуждались судебные дела и фирмы закрывались одна за другой. Но вскоре появляется настоящий конкурент - пепси кола.

В 1919 Аса Кэндлер продает компанию банкиру Эрнасту Вудраффу и группе инвесторов, сумма сделки 25 млн. долларов. Вскоре появляется первый ботлер завод во Франции. В 1923 году компанию возглавил сын Вудраффа, Роберт. Он будет главой компании последующие 59 лет. И именно он утверждает стандарты продажи бутилированной колы.

-8

В 1927 году компания запускает рекламу на радио, после реклама появляется на футбольных матчах и т.д. А позже компания добралась до непоколебимого символа щедрости и веры в чуда - Санта Клауса. Именно Кока Кола в 30-е годы облачила рождественского волшебника в кажущийся вечный красно-белый костюм.

-9

В 1939 кока кола оказалась втянута в войну, в конкурентную. Пепси построила рекламную компанию на постоянном сравнении с колой, получаете тот же литраж за меньшие деньги. Продажи пепси стали стремительно расти и кола решила всерьез взяться за конкурента. Соперникам предъявили иск, за незаконное употреблении слова "кола" в названии напитка. Судебная тяжба завершилась мировым соглашением, но было оно на столько формальным, что можно сказать, что между компаниями до сих пор продолжается холодная война. Сражения конкурентов перешли на правительственный уровень. У пепси были связи среди республиканцев, а у колы среди демократов. На конуни второй мировой, после серьезной победы лоббистов, кола становится стратегическим продуктом. Бутилированный напиток закупает не только армия США, но даже Вермахт. За годы сражений только американские военные выпили более 5 млн. бутылок. А после 1945 года в Европе было построено более 50 заводов, вроде как для восстановления разрушенной экономики.

В 1958 году выпустила фанту, а три года спустя стала производить спрайт. Колу стали разливать в жестяные банки, заранее предназначенные для армии, еще чуть позже напиток стал продаваться в двухлитровых пластиковых бутылках.

-10

Дальнейшее расширение в списках напитков у кока колы связано с одним из самых успешных менеджеров 20 века. В 1979 году компанию возглавил Роберто Гойзуэта. Именно с его подачи в напиток вместо сахара стали добавлять заменитель, так появилась Диет Кола и Кола Зеро. Маркетинговые исследования показали, что потребителями этого напитка станут именно женщины. В первые в рекламном ролике появились не девушки с идиальными пропорциями, а модели с самыми обычными формами. Эта рекламная компания в дальнейшем удвоит прибыль компании.

В СССР кола появится лишь в 1988 году, но уже через 10 лет кола станет лидером продаж.

Сегодня империя основанная химиком любителем Джон Пембертон выглядит так, более 1000 заводов по всему миру, более 200 видов продукции. торговую марку знает 98% населения земного шара и в мире выпивается более 1 милр. бутылок продукции кока колы. При этом формула той самой коки на протяжении многих лет является коммерческой тайной. Миф гласит что доступ к этому рецепту имеют лишь двое высших руководителей компании, причем каждый из них знает только половину рецепта.

-11