Найти тему
Шахтёр

Перед работой последнюю на посошок и в шахте включаем «автопилот».

Чего греха таить – многие из нас приходили на смену с похмелья. В том числе и я. Впрочем, такие случаи случались случайно (тавтология, блин) и вовсе не были привычными привычками (опять масло масляное). Думаете, я сейчас «под мухой»? А вот и нет! Просто настроение весёлое!..

Да, бывало, что изредка спускались в шахту с больной головушкой после упойного вчерашнего... А с кем не бывает?.. Жизнь – штука сложная и порой непредсказуемая, так что её фуэте и па-де-де могли произойти в любой момент. Кстати, не взирая на похмелье, под бортом не отлёживались, а вперёд в лаву / забой вместе со всеми выполнять наряд. Из поблажек:

• за тобой краем глаза приглядывают товарищи и в случае чего непременно подстрахуют;

• с тобой поделятся фляжкой с водой, чтобы загасить разгоревшиеся «колосники».

Такое вот сумбурное вступление получилось. А теперь собственно сама история, которая произошла со мной на проходческом участке. Следует отметить, что в нынешнее время история имела бы совершенно другое развитие и финал наверняка был бы плачевный.

Фото: Анатолий Пивоваров. Снимок сделан в другом забое и в другое время.
Фото: Анатолий Пивоваров. Снимок сделан в другом забое и в другое время.

Проходили штрек на отпалку, шпуры бурили навесным оборудованием на породо-погрузочной машине (о ней я уже неоднократно ранее упоминал), крепили 22-й аркой, перетягивали только кровлю по огниве от хомута до хомута сварной сеткой из проволоки-шестёрки. Кровля не «сыпалась»; угольные борта практически без кливажа стояли крепко, поэтому их перетягивали крайне редко.

Итак, мне на работу в третью смену – т.е. вечером. Ближе к обеду пришёл шурин с друзьями – событие у них было молодецкое. Времени до работы «железнодорожный состав и ещё маленькая вагонетка». Не раздумывая и я с ними сел за стол – вроде как подкрепиться перед работой. Сначала легко пошёл первый стопарь, потом другой мягко прижился, затем ещё и ещё. На месте пустой стеклотары быстренько появлялся полный фуфырь. В общем, стопари уже никто не считал. А время между тем быстро летело и вот пора идти на работу. Эх, хорошо сидим!

Опрокидываю последний стопарик на посошок, запихиваю следом тонюсенький ломтик варёной колбасы (хотя есть уже нет мочи – пузо под завязку). Всем жест рукой «Пока!» и пока ещё ровной походкой пошёл на остановку. На дежурный автобус я уже явно опоздал, придётся ехать на рейсовом. Стою, жду. Что-то автобуса долго нет. Гляжу на часы – время ещё есть. Подходит автобус, захожу, оплачиваю проезд, еду до конечной минут 15. Далее до комбината шахты ещё около десяти минут пешим ходом.

Иду в кабинет участка, тяну за ручку – ан нет! дверь заперта. Похоже, наряд давно закончился. Да и комбинат подозрительно пуст. Неужто мои часы отстают? Ладно, на месте в забое разберёмся.

В полном одиночестве переодеваюсь в спецовку. Между тем, алкоголь всё более и более проявляет своё действие. Я уже и сам чувствую, что «на посошок» явно был лишний. Хотя как без него? Не по нашему это.

Подхожу за горячим питанием к окну раздачи. Я брал третий вариант: в него входили кусок ветчины или бекона с хлебом + булка с маслом и термос горячего кофе с молоком (изредка заваривали чёрный чай, но преимущественно был кофе). Раздатчица посмотрела на меня, ушла за порцией, приходит, подаёт:

– Тебе сегодня первый вариант будет полезней. Я тебе мясца побольше положила. Ты только не лезь куда не следует, – и подаёт термос с наваристым борщом.

Фото автора. Моя ламповщица.
Фото автора. Моя ламповщица.

В знак благодарности кивнул, повесил на плечо котомку с термосом и направился к ламповой. Подавая свет и самоспасатель, ламповщица спросила:

– Ты дорогу-то найдёшь?

С некоторой обидой в голосе отвечаю:

– Ну ты прям, это...

Ламповщица махнула рукой:

– Иди отсель, покуда кто из начальников не нагрянул.

Подхожу к клети. Рукоятчица – молодая девчонка, опускает в шахту единицы с оборудованием. Завидев меня, воскликнула:

– Ого!

В ответ пожимаю плечами и бровями – ну вот так получилось. ЖизЬ молодая! По селектору спрашивает стволового:

– Один?

– Один, – отвечает.

Снимает трубку, звонит в машинное отделение:

– Сейчас опускай не спеша, у меня тут груз неустойчивый.

Клеть у нас двухэтажная, с грузом мы ездили на втором этаже (с нарушением правил ТБ). И в этот раз я собирался подниматься наверх, однако рукоятчица указала на первый этаж. Закрыла двери и в самой клети, и ограждение, дала сигнал, поехали. Действительно, клеть опускалась ровно, без резких падений и остановок. На кулаки сели плавненько – можно карточный домик сложить и не развалится!

Немым взглядом стволовой провожает меня, глядя на мою уже достаточно неуверенную походку. Сосредоточив взор перед собой, пошлёпал по трапу в сторону своего рабочего места.

На подходе вижу – мои коллеги бурят забой. За рычагами – необученный проходчик, сидя сверху на машине звеньевой указывает куда и как забуривать шпуры. По матюкам на повышенных децибелах из уст звеньевого понимаю, что с бурением у них не очень-то получается (в нашем звене машиной и бурением управлял я). Сначала коллеги не обращают на меня внимания: да мало ли кто идёт по штреку – горный мастер или начальник смены или кто ещё. Подхожу ближе. Оба в один голос:

– Ты куда пропал? Не могу я бурить!

– Хватайся за рычаги и держись за них, что б не упал. А ты, – обращается к проходчику, меня заменявшего, – отдай ему рычаги, а сам иди в аммонитку.

Кивая на меня, спрашивает звеньевого:

– Успеете отбурить?

– Спорим! – звеньевой протягивает руку на пари.

– Верю. Я пошёл.

Встаю за рычаги. Пока дошёл от ствола до забоя, меня развезло капитально. Пьяный в титьку – бурильным оборудованием управлял скорее не сознанием, а подсознанием. Руки нажимали нужные рычаги на полном «автопилоте» согласно командам звеньевого. А он как и ранее во все времена светил светом на точку забуривания нового шпура, трамбовкой показывал направление бурения. Удивительно, но до прихода нашего коллеги и мастера-взрывника мы успели отбурить весь забой, сложили манипулятор с бурилкой, отогнали машину на десяток метров от забоя.

Взрывник выгнал меня из забоя:

– Да тут можно закусывать! Иди отсюда, без тебя сегодня справимся.

Зарядили, пальнули. Никаких «грыж» в забое, ничего не повышибали – все круги арочной крепи и вент.труба на месте. Запустили конвейеры, выгрузили отпалку, закрепили забой и ещё успели пораньше на-гора подняться.

P.S.

На следующий день начальник на наряде спрашивает меня:

– Тебя вчера на наряде не было. Ты на работе-то был?

Я ещё рот не успел открыть, наш горный [Махорка] ответил:

– Конечно, – и хитро улыбается. – А как же мы наряд сделали? Без него никак.

Мне осталось лишь кивком подтвердить. В глазах начальника вспыхнули тёплые искорки:

– Видел я тебя вчера – бухой в стельку как чёрт рога в землю и курс на шахту.

Я поправил начальника:

– Не только на шахту, но и в шахту. Копытами упирался, а до забоя добуксовал.

Махорка добавил:

– А ещё отбурили, отпалили, отгрузили, закрепили и домой отвалили – наряд в кармане!

-4