Не стану скрывать, везет мне на встречи с хорошими людьми, яркими, полнокровными, самодостаточными. И пишу я о них с симпатией и любовью, восхищаясь их человеческими качествами и талантами.
Однако сейчас – о Татьяне Аугшкап, ведущей актрисе Театра им. Маяковского, Заслуженной артистке РФ, исполнительнице множества ролей на сцене театра и в кино.
Мне случалось писать отзывы о спектаклях театра им. Маяковского, где Татьяна служит больше тридцати лет, и оказалось, что невозможно не упомянуть о ее персонаже, будь то комичная до фарсовости хозяйка дома Звездинцева в спектакле «Плоды просвещения» или трагичная в своей страсти героиня пьесы «Блажь». Проходных ролей, которые легко забыть, у Татьяны нет. Ее образы и на сцене, и в кино запоминаются и вызывают у зрителя эмпатию, яркое сопереживание героиням. Такой жизненностью наделяет их талантливая актриса.
Взять уже упомянутую вдову Серафиму Сарытову из малоизвестной пьесы А. Островского. Пожалуй, даже хладнокровный зритель способен вовлечься в историю разрушающей страсти, затмившей глаза уже взрослой даме, увлеченной коварным и корыстным юнцом. И живая эмоциональность, привнесенная в действие талантливой актрисой, и смятение героини, оказавшейся в нелепой и не совсем приличной ситуации из-за запоздалой и сумасшедшей любви, вызывают глубокое сочувствие – шутка ли, поставить на кон и жизнь свою, и привязанность дочерей, и уважение окружающих, и свое состояние, в конце концов.
Или же роль Эстер Франц, введенная автором пьесы «Цена» Артуром Миллером для равновесия, в исполнении ведущей актрисы театра оказывается средоточием тепла и гуманности. Отдельные реплики, казалось бы, не столь важные для действия и идеи спектакля, выражают изначальную человечность применительно к любой области отношений, особенно когда материальное плотно связано с нематериальным. И думается, что эта роль, как и многие другие, наполнена личностными качествами актрисы.
Пожалуй, именно сейчас мне хотелось сфокусировать внимание не на ролях – их у Заслуженной артистки России не один десяток. Я все чаще задумываюсь о том, что сыграть человеческую теплоту и доброту, не будучи теплым и добрым, невозможно, никак не получится. Прав был великий французский философ-гуманист, когда писал: «Будь ты трижды умен и умел, великим будешь лишь если ты человечен».
И, кстати, об уме и умениях. Агентство «Арт-КиТ2000», организованное Татьяной требовало и того, и другого – как же осуществить помощь начинающим актерам в их продвижении на непростом рынке, где творческая востребованность напрямую зависит от того, как ты себя подашь. И менеджерский талант героини моей публикации помог тогда многим, многие актеры получили роли в кино и театре. Спустя время Татьяна Аугшкап скажет: «Просто я делаю для артистов то, что никто не хотел делать для меня». И скажите, уважаемый читатель, можно ли не обладая сердечностью и щедростью души делать такое непростое дело – тонкими стежками сшивать детали актерских судеб и рабочее пространство, дающее хлеб и известность, что важно для людей публичных профессий?
Пытаюсь понять, каковы истоки сердечности моей героини, откуда в ней столько любви и тепла. Конечно, можно сказать, что просто такая родилась. Может быть, и просто…
И все же. Родилась Татьяна в артистической среде, отец Агрий Аугшкап – известный в Риге актер, мама – его же студентка, изумительного очарования девушка Флора. Ах, какая красивая пара – Агрий, высокий, с копной великолепных волос, волной падающей на высокий лоб, и хрупкая Флора с глубоким взглядом ярких глаз, нежная и трогательная, полная грации и обаяния! Она и сейчас сохранила эту яркость взгляда, шарм и легкое кокетство, не женщина – цветок! Две их дочери унаследовали красоту и таланты родителей, а сочетание крови – здесь и поляки, и белорусы, и армяне, и французы – добавило особого блеска. Сестра Татьяны Ирина Серова-Аугшкап – актриса театра Ленком, и ее роли выразительны и своеобразны.
Разумеется, творческая обстановка в доме, когда семья переехала в Москву, постоянное общение с представителями этого цеха внутри театра и вне его сказались на формировании личности. Но больше всего свобода самовыражения отразилась на персональных качествах, именно здесь мне видятся истоки открытости и душевного тепла.
Династию продолжает и сын Иван, похожий на маму и глазами, и совсем нездешним обаянием. Одаренность он тоже унаследовал.
Ну, а Татьяна продолжает играть на сцене и сниматься в кинофильмах и радовать теплом и сердечностью зрителей, а их у Татьяны Аугшкап великое множество. Надеюсь, впереди у нее много красивых и значительных ролей.
И, наконец, о любви и мужчинах.
Ну, а мужчины? - спросите вы, читатель. Этого мы касаться не будем. Думаю лишь, что дотянуться до высот нашей героини непросто, потому что надо соответствовать ее таланту и уму, внешним данным и огромной открытой душе. А это, конечно же, непросто…
И поскольку публикация выходит ко дню рождения Татьяны Аугшкап, остается только пожелать ей света и яркости, удачи и везения, новых содержательных ролей и, конечно же, любви, для которой она создана.
Людмила ХАРСУН