Серов в детстве
Известно, что проявляемый в детстве художественный талант юного Серова раздражал учителей в гимназии. Ведь мальчик рисовал каждую минуту, за что его лишали тетрадей с рисунками и ставили в угол. Заканчивалось все тем, что гнев педагогов сменялся любопытством и восторгом, а затем и просьбой нарисовать портрет.
Психология в живописи
В.Я.Брюсов отмечал, что Серов умел через лицо увидеть душу и запечатлеть ясновидение на картинах. В портрете императора Николая II большой акцент сделан на глаза. Во взгляде царя художник передал грусть и смирение, как-будто он предвидел трагическое будущее. Работа давалась не просто, Серов даже хотел отказаться от нее. В последний момент царь с грустью присел за стол, и художнику удалось уловить и передать мягкий характер императора.
Валентин Серов отличался также твердым характером и умением с достоинством вести общение как с людьми из народа, так и с высокопоставленными персонами. Так, на критическое замечание императрицы Марии Федоровны о только что написанном портрете, Серов заметил, что он всего лишь покорный слуга, а Ее Величество может писать сама, если так хорошо рисует. На вопрос известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, почему на картине пиджак изображен без пуговиц, остроумный Серов заметил, что является все-таки, художником, а не портным.
При этом, вхожесть Серова в дом Мамонтовых давала ему заказы на портреты знаменитостей и безбедную жизнь. Проживая летом у мецената в Абрамцеве, Серов с удовольствием раскрывал талант комика, играя в домашних постановках.
Кстати, для знаменитой «Девочки с персиками» позировала дочь Саввы — Вера Мамонтова. По признанию двадцатидвухлетнего художника, работал он «с упоением» и закончил портрет за месяц.
Художник был строг к себе и моделям. В не приукрашенной честности его работ многие усматривали шарж и карикатуру. Серов лишь разводил руками, что он мог поделать, если шарж сидит в самой модели, а он только подмечает это?
Кроме портретов в наследство потомкам автор также оставил великолепные книжные иллюстрации, графику и пейзажи.
Расстрел беззащитной толпы рабочих 9 января 1905 года стал днем потрясения для художника. Кровавую расправу над несчастными, идущими к царю «за правдой», Серов увидел своими глазами из окна Художественной академии на Васильевском острове. Под впечатлением от увиденного родилась пастель «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».
Стиль письма
От раннего импрессионизма и модерна, Серов перешел к поискам большого стиля. Увлечение в последние годы античностью, привело автора к отражению в картинах тем мифологии и истории. Поездка в 1907 году в Грецию вдохновила написать «Похищение Европы» и «Одиссей и Навсикая». Тяга к модернизму нашла отражение в портрете Иды Рубинштейн величиной в два метра, который Репин назвал неудачным. Из исторических произведений в особом ряду стоят работы, посвященные Петру I.
Общественная и педагогическая деятельность
В 1894 году Серов примкнул к «Товариществу передвижных выставок», сотрудничал с художественным объединением «Мир искусства».
Смерть Валентина Серова в 46 лет стала большой утратой для мира искусства. Как вспоминал И.Репин, только близкие знали, что еще мог сделать Серов. Кроме талантливого художника и педагога, эпоха потеряла человека высоких нравственных качеств, перед которыми преклонялись как современники, так и потомки автора.