Найти тему
рай гедониста

Ричард Йейтс - человек, который не смог стать гением.

Ричард Йейтс родился в Йонкерсе, пригороде Нью-Йорка во времена Великой Депрессии в семье неудачников и алкоголиков, жил в эпоху тревоги алкоголиком и неудачником. Он прошел сквозь лозунги «мир во всем мире» и хипповое движение 70-х, но так и не научился носить джинсы и курить марихуану. Умер 1992 году. Вот и вся биография, хотя в его жизни была и Вторая мировая война и жизнь в Лондоне, две жены и три дочери, но все это было второстепенно. Главное – это литература, творчество и страдания серого цвета (если трагизм раскладывать по спектру).


Начиная с детства Йейтсу приходилось испытывать на себе все новые и новые удары судьбы. Развод родителей, алкоголизм и неуемные мечты матери, смерть отца, война, воспаление легких, алкоголизм, развод, туберкулез, психушка… Что не убивает делает нас сильнее? Сильнее на сколько? А если в душе твоей растут стихи, но ты вынужден заниматься пиаром «Ремингтон Рэнд». Ты хочешь Жить, а тебе приходится выживать, каждый день сталкиваясь с обычными проблемами и обычной жизнью. Обычность в таком случае становится хуже смерти.


Душевное состояние Йейтса, глубоко проникло в его произведения, и все они во многом автобиографичные. Наибольший успех пришел к Йейтсу в 1961, когда вышел его первый роман «Дорога перемен» приблизительно в это же время он попал в психушку. Восторженные отзывы критиков и шорт лист национальной книжной премии США, весьма не плохо для дебютного романа, вот только славы у читателей он не снискал. Как позже признался Герберд Голд, один из судей конкурса, что Йетс не выиграл эту премию из-за излишней мрачности. По этой же причине, отчасти, не один из его романов не продался при жизни тиражом более 12000 экземпляров хотя четыре из них были признаны Книгой месяца в США.

http://sklad.isradon.com/internet_old/img_book/img_945111.jpg
http://sklad.isradon.com/internet_old/img_book/img_945111.jpg

Стилистически литература Йейтса безупречна. Там нет ни сравнений ни аллегорий и напрочь отсутствует двусмысленность. Минимум описаний и только факты. Скупое повествование удивляет и одновременно завораживает. Так как писал Йейтс писать было не принято, точнее никому и в голову такое прийти не могло. Он не имел практически никакого образования и писательскую науку постигал самостоятельно. Как мог. В одном из последних его романов «Плач юных сердец» буквально раскрывается стилистический взгляд на литературу автора: « - И еще запомните, ребятки: профессионал – это тот, кто в любом деле – в любом деле, я подчеркиваю, - может сделать так, чтобы сложные вещи оказались простыми». Йейтс стремился к простоте повествования, к жизненной реальности и через эту простоту раскрывал намного больше чем витиеватые фразы бульварных писателей.

http://loungefilm.online/uploads/posts/2016-06/1464974688-400810462-doroga-peremen-2.jp
http://loungefilm.online/uploads/posts/2016-06/1464974688-400810462-doroga-peremen-2.jp


Герой Йейтса - это человек по сути обычный, но всегда талантливый ждущий от жизни чего-то большего, чем рутина. Однако автор не щадит своих героев, как жизнь не щадила его. Почти все они довольно слабые люди, неспособные принять свою Собычность». Так или иначе герои Йейтса находятся в поиске «чего-то особенного» и выясняют «настоящие» ли они. Имеют ли они право называть себя людьми искусства имеют ли они право на восхищение других «обычных» людей. Сам Ричард Йейтс так и не смог для себя понять «настоящий» он или нет, и это его убивало его намного больше чем бурбон или сигареты. « Все, что я хочу, - это рассказ в гребаном «Нью-Йоркере!» - кричал он своему агенту.


«Нью-Йоркер» напечатал Йейтса спустя девять лет после его смерти.

История, как это говорят, расставила все на свои места. Он всегда был «настоящим». Настоящим как сама жизнь, ибо только он выворачивал себя на изнанку, ничего не приукрашивал и ничего не смягчал. Он разделся перед читателями и до конца был честен с каждым немногим, кто купил его книгу. Литература Йейтса заставляет смущаться и переживать, она жива настолько, насколько много рождается трепещущих сердец неспособных справиться с обыденностью. Она глубоко депрессивна, ибо практически не имеет светлых пятен, но кто скажет, что это лож и так не бывает в жизни? Именно так и бывает, может акценты не всегда столь трагичны, но причинно-следственная связь сохраняется.
Наряду с общей трагичностью и обыденностью реальности в творчестве Ричарда Йейтса красной линией проходит еще одна тема: тема одиночества. «
…Каждый человек, по существу, одинок», - сказала она и он начал понимать, сколько в этом правды». Так заканчивается «Плачь юных сердец». Герои Йейтса имеют друзей жен любовниц и даже детей, но внутренне всегда одиноки. Это еще одна трагедия как его произведений, так и его самого. В его произведениях нет преданной дружбы или безумной влюбленности, нет сентиментальных привязанностей и даже умиления домашними животными, глубокая замкнутость и постоянное сопоставление персонажей с другими на их взгляд более успешными или талантливыми людьми не оставляет места для простых человеческих радостей. Йейтс сам в своем последнем интервью говорил: «Если моя работа имеет тему, я подозреваю что она проста: большинство людей неизбежно одиноки, и в этом их трагедия».


В заключении хотелось бы сказать почему он великолепен. В "настоящей" литературе всегда прослеживается торжество, какая-то мораль или светящийся ореол, «высокие парения или вонючие испарения», но Йейтс не стремился и не хотел следовать канонам, он жил своей тяжелой жизнью и писал свою тяжелую «голую» литературу свои заметки о Парадайс сити – о том счастье, от которого хочется удавиться. В его произведениях нет великой любви или бесконечной утраты, нет романтики, его герои, как отмечал Дж. К. Оутс, «Люди-невидимки, неспособные самоутвердиться или руководить своей судьбой.»


У каждого периода есть свой писатель, так вот Йейтс - орфей, так называемой, Эпохи тревоги, воспевший логический Fallout американского индивидуализма, американской мечты 50-х.
Стоит ли его читать? Читать наверное нет. Прочесть наверное да.