Найти тему

Карта дисбаланса

(20.07.2019)

В книгах о Гарри Поттере много чудесных предметов и странных тайн. Но есть там и очевидные для любого умного человека промахи, которые зияют в сюжете и делают его таким, как удобно автору, а не таким, какой он мог быть в жизни.

И посвящу я своё повествование Карте Мародёров.

Карта эта попадает к Гарри от близнецов Уизли, а они нашли её в ящике со старым конфискатом в кабинете завхоза Филча. Потом Гарри узнаёт, что этот артефакт был сработан его отцом совместно с друзьями, так что Карта для Гарри – дорогое наследство от отца.

За всё время у Гарри эту карту брали всего пару раз. Ремус Люпин взял её, когда на пергамент обратил внимание злейший враг Мародёров Северус Снейп, и искал по ней Сириуса Блэка. А Барти Крауч-младший, скрывавшийся под личиной Аластора Грюма, изъял карту для своих целей – чтобы его никто не раскрыл. Повезло Краучу, что отец назвал его своим именем, а то бы Гарри что-нибудь заподозрил.

Подождите-ка!!! А почему об этой штуке ничего не знает директор Дамблдор? Ведь с помощью этой карты он бы мог существенно улучшить охрану школы от кого угодно. Добавив парочку заклятий, мог бы даже подавать сигнал тревоги в кабинетах наставников, когда в школу проникает некто чужой. Стратег Дамблдор, который много лет прожил, разгадывая козни чёрных магов!

Школьные хулиганы пользовались Картой, чтобы бегать по подземельям и скрываться от надзора. И всем всё равно, что замок полон лазеек, даже с учётом, что большинство Пожирателей Смерти окончили Хогвартс и наверняка эти лазейки знают.

Завхозом школы назначили сквиба, который вынужден мыть полы руками либо налагать на учеников взыскания. А ящик с запретными артефактами в его кабинете никак не интересует руководство школы?! Поразительное благодушие со стороны Дамблдора и МакГонагалл, да и Снейпа тоже. Особенно Снейпа, который немало времени посвятил экспериментам в области тёмной магии, и, придя в школу, первым делом должен был наладить негласный надзор за подобными делами учеников. (Элиезер Юдковский исправил эту ошибку, описав Слизерин как факультет интриганов, некоторые из коих отчитываются напрямую Снейпу.)

Долорес Амбридж, пытавшаяся взять школу под контроль и заведшая дружбу с Филчем, о карте не знала ничего – а с Картой она бы стала всевластной! На протяжении всего пятого года обучения Гарри просто удивительно, что ни слизеринская Инспекционная дружина, ни предатель-карьерист Перси Уизли не раскрыли, какая штуковина имеется у Гарри. Особенно странно, что Перси не приглядывал за своими младшими братьями: будучи старостой, он бы с Картой всегда знал, где их искать. Фред и Джордж, однако, хранили своё сокровище в тайне ото всех.

Гарри пользуется картой очень редко и выборочно – он не шпион и не стратег, и более озабочен тем, чтобы действовать самому, нежели предугадывать действия других. И ни разу ни он, ни Рон с Гермионой не «прокололись»…

Ремус Люпин, взяв Карту и прекрасно зная, что это и как этим пользоваться, скрыл её от директора, потому что имел личные счёты к Сириусу Блэку, а Гарри ещё и сказал ему, что видел на карте покойного Питера Петтигрю… Пожалуй, самоувольнение Люпина после событий ночи с 16 на 17 июня было оправдано трижды. Он не уследил за своей трансформацией в волка, он подверг опасности учеников и преподавателя школы, он сокрыл ото всех важнейшее вещественное доказательство невиновности Сириуса. В тот самый вечер, когда в школу прибыл сам министр магии!!!

Другие тайны Хогвартса также имеют особенно пикантный привкус, если бы для их разгадки использовалась Карта Мародёров. Например, близнецы Уизли, услышав о запретном коридоре на третьем этаже, наверняка постарались бы туда проникнуть, проверив по Карте, кто там охранник. Но, так как им неведомо про философский камень, то даже если они разгадали все загадки, перед Зеркалом Еиналеж им делать было особенно нечего. Ах да, зеркало Дамблдор привёз в школу только зимой, неизвестно где добыв. Где он хранил камень Фламеля до этого – остаётся загадкой…

Когда Тайная комната оказалась открыта снова, близнецы могли бы заметить, что их сестра где-то блуждает. Вот только василиска Карта показать не могла, так как животные там не отображаются.

Домовые эльфы на карте тоже не видны, иначе бы Гарри узнал о поварах Хогвартса не на четвёртом, а на третьем году в школе. И, помня о проказнике Добби, мог бы задать неудобный вопрос: а кроме кухни, они где-то ещё бывают?

О, кстати: если в Хогвартсе работает целая сотня домовых эльфов, в обязанности которых колдуны обычно включают не только приготовление пищи, но и уборку помещений, то почему в Хогвартсе уборкой занимается завхоз?! Причём в одиночку? А слежка за неблагонадёжными учениками с помощью тех же эльфов не практикуется вовсе?! Какой добрый человек Дамблдор, полную свободу завёл и даже эльфов не нагружает сверх меры!

Северус Снейп, найдя «включённую» карту на столе Люпина, дошёл по ней до Гремучей ивы и нашёл Сириуса. А потом резко забыл о карте навсегда, и даже министру магии ничего о ней не сказал, хотя имел полное право: именно этим средством он воспользовался, чтобы найти Сириуса. Что ли, тройное заклятие Гарри, Рона и Гермионы побочный эффект оказало? Или Снейп, дальновидный и хитрый, не желает выносить личный «сор» и ссоры за пределы Хогвартса? Гарри он, как вскользь упоминается, ненавидел после этой ночи особенно люто. В воспоминаниях Снейпа, которые он отдал Гарри, как последнюю память о Лили Эванс, ничего нет о Карте. Хотя, разгадай Снейп, кто такие эти Лунатик, Бродяга, Сохатый и Хвост, он бы должен был приложить все усилия, чтобы ужасный пергамент из его кабинета никуда не делся, или вовсе лежал на столе Дамблдора. Особенно когда он по долгу службы в Ордене Феникса лично общался с Лунатиком и Бродягой!

-2

Но так как Снейп – двойной агент, которому было уготовано быть связным с Волдемортом, его интерес к Карте мог бы вылиться и в страшный провал планов Ордена. Волдеморт, узнав о существовании тайного плана проникновения в школу, мог бы наложить на него лапу и отследить Гарри точно, и применить всяческие злые чары, чтобы его добыть. Поэтому мастерство окклюменции, которое в исполнении Снейпа так не нравилось Гарри, сам Гарри прискорбно низко ценит. Снейп действительно спасал его жизнь даже в те моменты, когда жестоко копался в самых постыдных моментах этой жизни. Ведь ничем он эти неприятности, уязвимые для всякого тёмного мага, не выдал врагам! А когда Снейп проявил слабость и выгнал Гарри за то, что тот влез в его собственные нечистые тайны юности, это ещё больше отдалило его от тайн Карты.

Ох, а почему же эту Карту Мародёры не пытались добыть из ящика Филча ещё при жизни Джеймса Поттера, чтобы помочь в охране Хогвартса? Так боялись старика Филча или просто забыли, что у них эта вещь была? Или оставили её там специально, чтобы уж точно она не попала в руки врагов?

В общем, самый ценный артефакт слежки оказался решительно недоиспользован. И этим помог Ордену Феникса выстоять в войне магов второй раз.