Сегодня у нас забавная и поучительная история о вреде алкоголя и о том, как не нужно идти воевать. И о типичном русском разгильдяйстве, которое никогда до добра не доводит.
Все мы помним из школьной истории про татаро-монгольское иго. А вот во второй половине XIV века монголам было не до Руси. Постоянные междоусобицы, нападения со стороны других соседей, борьба за власть - в общем, своих проблем хватало. Поэтому россияне постепенно начали наглеть и всячески проявлять непокорность: никакую дань мы вам платить не будем, подчиняться тоже, да и вообще идите лесом. От слов быстро перешли к действиям, и уже в 1376 году совместными усилиями Дмитрия пока еще не Донского и нижегородского князя Дмитрия Константиновича был организован поход в Булгарский улус, где русские выписали монголам и их союзникам знатных люлей, отжали кучу бабла, да ещё и посадили своих таможенников собирать с булгаров регулярную дань.
Мамай был крайне недоволен. Подобной дерзости князья себе ещё никогда не позволяли. Не позволят и впредь, решил Мамай и отправил карательный отряд под началом хана Арапши, задачей которого было привести Русь назад к покорности. Узнав о приближающейся опасности, князья собирают значительное войско и отправляются в 1377 году на поиски татар. И тут Дмитрий Константинович совершает главную ошибку в своей жизни.
Врага долгое время нигде не видно, поэтому князья расслабились и потеряли бдительность. Дмитрий приходит к выводу, что силы татар довольно малы, и они избегают открытого столкновения с русским войском. Поэтому он решил вернуться домой, оставив своего сына командовать армией. Худшего решения придумать было невозможно. Нет, разумеется юный Иван Дмитриевич имел мало-мальский опыт и боевые навыки, но вот целой армией он никогда не руководил. Неудивительно, что, когда войско становится лагерем на берегу реки Пьяны, от малейшего подобия дисциплины не осталось и следа.
Последней каплей стала продуманная дезинформация от татар: Иван получает ложные сведения, что мол Арапша боится вступать в битву и вместе со своим отрядом уже давно убежал в закат. Не видя больше причин для беспокойства, дружинники окончательно распоясались. Русь тогда ещё не знала водку, в ходу было пиво и хмельной мёд, но и этого оказалось достаточно. Вся армия просто назюзюкалась в щи, запоганив вообще всё, что можно было запоганить. Оружие и доспехи валялись, где попало, никаких караульных не было выставлено. Дружинники плясали и свободно ходили на охоту, как будто были в своих родных землях, а не на территории врага. Бухие воины хвастались, кто сколько татар сможет завалить в одиночку, а сама Золотая Орда уже не воспринималась, как значимый враг.
И очень зря.
Арапша всё это время был неподалёку и прекрасно знал, что за треш творится в лагере неприятеля. Поэтому он просто дождался момента максимальной деградации славян и провёл внезапную атаку с разных сторон. То, что происходило далее, даже битвой назвать нельзя. Никакого сопротивления татары не получили, русское войско тупо пошло под нож без каких-либо препятствий. Перепуганные бухие мужики беспорядочно убегали, но из этого ничего не вышло. Большинство отступающих попытались спастись, перебравшись через реку, но пловцы из синяков никакие, поэтому почти все перетонули. В числе утопших был, кстати, и сам Иван Дмитриевич, из-за неопытности которого всё и произошло. В общем, татарам удалось без потерь выпилить довольно немалое русское войско, после чего они немедленно направились в Нижегородское княжество, которое осталось абсолютно без защиты. В результате Арапша полностью разорил нижегородские земли и предал их огню, после чего заодно прошёлся и по соседним княжествам.
А нечего было бухать.