Рафаэль Санти (1483-1520) – великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы. Он родился в городе Урбино, в семье художника Джованни Санти.
Сперва юный Рафаэль учился в мастерской Перуждино. Затем он уехал во Флоренцию, где создал не менее десяти произведений, посвященных Мадонне. Первостепенное значение для художника имело знакомство с работами великого Леонардо да Винчи. Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию, механику движений, сложные позы и ракурсы, ищет гармоничные, ритмически сбалансированные композиции.
В конце 1508 года папа римский Юлий II пригласил молодого живописца в Рим, где он получил должность «художника апостольского Престола». В Риме он смог ближе познакомиться с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.
Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста. В «Мадоннах» римского периода прослеживаются более глубокие человеческие и материнские чувства.
«Сикстинская Мадонна» (1513) – самая знаменитая работа Рафаэля. Она вдохновляла многих писателей, поэтов, музыкантов XIX века.
В центре картины изображена ступающая по облакам Дева Мария с младенцем Христом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына.
Слева, чуть ниже Марии, изображен папа Сикст II, принявший мученическую смерть в III веке и причисленный к лику святых. Справа – Святая Варвара, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. Фигуры образуют треугольник. Раскрытый по сторонам занавес лишний раз подчёркивает геометрическую композицию. Это одно из первых произведений, в котором зритель как бы включен в картину. Кажется, что Мадонна идет прямо на зрителя и смотрит ему в глаза. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Марии. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов.
Исследователи считают, что Рафаэль в своей картине «Сикстинская Мадонна» повсюду зашифровал цифру «шесть», поскольку папа римский носил имя «Сикст» (что означает «шестой» на латинском языке. Действительно, если внимательно посмотреть на кисть руки папы Сикста II, кажется, что у него – шесть пальцев, один лишний!
Но, если приглядеться – становится ясно, что это часть ладони. А вот у Мадонны на стопе четко просматривается возле мизинца нарост, который можно принять за шестой палец.
В основе впечатления, производимого полотнами Рафаэля, лежит его редкий талант рисовальщика. За свою короткую жизнь художник сделал более 400 рисунков, большинство из которых не сохранились до наших дней. Большое внимание, как и многие художники Возрождения, Рафаэль уделял рисованию с натуры. Несомненно, он прекрасно владел и карандашом, и кистью!
Каждодневный труд художника стал фундаментом всего творчества Рафаэля с самых первых работ. Наряду с техническим мастерством, его картины отличаются изысканностью колорита, глубиной и точностью в передаче характера человека, что ставит художника в один ряд с Леонардо да Винчи по тонкости передачи образа.
Понравилась статья? Ставьте лайки!