Российские учителя должны получать зарплату по единой для всей страны системе. С предложением проработать эти принципы начисления оплаты труда Совет Федерации планирует обратиться к правительству. Как отметили в верхней палате парламента, сейчас даже в пределах одного субъекта учителя одной и той же квалификации могут получать разные зарплаты, поскольку их рассчитывают региональные власти.
В Совфеде считают необходимым создать общую для всех регионов систему оплаты труда школьных учителей. Это позволит уравнять их зарплаты и сделать процесс начисления более справедливым. В комитете СФ по науке, образованию и культуре сообщили, что планируют обратиться с соответствующим предложением к правительству, вопрос может быть проработан в рамках нацпроекта «Образование».
Об этом сообщает «Рамблер».
На самом деле, новость очень хорошая. Можно много говорить про местное самоуправление и иные сладости федерализации, но есть же и здравый смысл. А он подсказывает, что у любого нормального государства есть три основополагающих функции — учить, лечить и защищать. Эти функции обязательны и должны гарантироваться всем гражданам без всякого исключения. Могут все местные бюджеты обеспечить соблюдение этих прав? Очевидно что нет. Во всяком случае в нашей огромной стране.
С правами вообще получается очень «интересно». Опять же следуя логике и здравому смыслу, государство должно гарантировать каждому гражданину определённый набор благ медицинского, образовательного и иного характеров (иначе зачем оно вообще нужно). Когда и если разбогатеем количество «плюшек» можно и увеличить. Но базовый набор должен быть одинаков для всех.
Вы спросите: «А какое отношение это имеет к заработным платам учителей (и медиков)»? Так вот — самое прямое. Не для кого не секрет, что, в отличие от Советского Союза, в современной России цветёт и пахнет дискриминация по месту жительства. Заработная плата в сельской местности будет гораздо меньше, чем в городе. Естественно, при аналогичной нагрузке. Про Москву даже говорить не хочется. Вообще, когда мы с женой обсуждаем доходы работающих в разных регионах, я ей сразу говорю: «Считай Москву другим государством, тем более по факту так оно и есть».
Продолжим. Такие различия справедливы? Естественно нет. Страна одинаковая, нагрузка одинаковая. Различия если и должны быть, то только из-за природных условий (северные надбавки). В конце концов это требует элементарное уважение к специалистам. Или давайте сразу признаем, что в нашей страны «Все равны, но некоторые ровнее». У нас и так достаточно неравенства, не надо ещё и этого.
Думаете страдают только врачи и учителя? Нет, страдаем все мы. Такое различие в оплате труда приводит к «вымыванию» специалистов из сельской местности. Те же кто остаются вынуждены работать с огромными переработками. Как говорят врачи: «На одну ставку жить не на что, а не две некогда». Какой уж тут профессиональный рост, какое отслеживание новейших тенденций… В случае с учителями — какое чтение методических материалов. До койки бы доползти. И о каком качестве образования мы тут можем говорить? Хорошо, если у учителей хватает сил преподать хотя бы основы.
Когда СССР первая из стран вышла за пределы нашей планеты, президент США сказал: «СССР выиграл космическую гонку за школьной партой». А сейчас мы теряем свои позиции. Система, когда любому талантливому школьнику помогали совершенствоваться, практически сломана, а взамен ничего не придумано. Таланты рождаются во всех социальных слоях. И общество, где у них нет возможности «подняться», неизбежно деградирует.
Подведём итог - ситуация тяжелейшая. Провинциальные школы и больницы держатся, за редким исключением, на кадрах пенсионного возраста. Но они неизбежно уйдут. И тогда окажется, что учить и лечить просто некому. Будем надеяться, что общую систему оплаты труда всё-таки внедрят. Будем надеяться, что оставшиеся специалисты успеют передать свой бесценный опыт молодому поколению. Будем надеяться, что ещё не поздно...