Если что, начало статьи здесь
600-й год. Христианский Уэльс, христианская Ирландия, христианские Пиктавия и Далриада (будущая Шотландия).
Языческая будущая Англия.
Желательно помнить, что Англии тогда ещё не было и в проекте. На тот момент – восемь королевств, три разных народа, англы, саксы и юты.
Всё началось в Кенте, у ютов. В 580-м король Этельберт I женился на Берте Франкской, дочери короля Парижа и окрестностей Хариберта I. На христианке, притащившей с собой через Ла Манш своего духовника, Людгарда. Почти двадцать лет они на пару обрабатывали короля, жена пилила, духовник на мозги капал, пока, наконец, в 597-м Этельберт не разрешил прибыть в Кент христианской миссии. Папа римский назначил руководителем миссии Августина из монастыря Святого Андрея.
Августин развернулся не по-детски. Основал в Кентерберри епископскую кафедру, а через несколько лет уговорил креститься и самого Этельберта. Король, правда, поначалу опасался колдовства со стороны христианского священника, но всё-таки решился. Крещение короля – 601-й год или 600-й, а, может, даже чуть раньше. Раз король крестился, меняется и официальная религия в государстве.
Правда, Эдбальд, сын Этельберта и Берты, вступив на трон в 616-м, снова стал язычником. И пребывал в таком состоянии лет двадцать. Но где-то после 635-го священники уломали его всё-таки снова обратиться в христианство.
Так у ютов.
Теперь англы.
В 588-м году умер Элла, король Дейры. В королевстве началась заварушка, власть захватил король соседнего королевства, Берникии. Эдвину, сыну короля Эллы, было только три года, он был увезён в Гвинедд, к бриттам. Бритты – уже давно, несколько столетий как христиане. В 616-м Эдвин вернулся на отцовский трон и торжественно крестился. Вероятно, он был уже и раньше крещён, в Гвинедде, но не так торжественно.
После гибели Эдвина в 633-м северные англы снова стали язычниками. Но в 634-м вернулся из изгнания новый король, Освальд. Он стал королём и Берникии, и Дейры и занялся введением христианства в этих королевствах по-серьёзному, на научной основе. Точнее, в основном, в Берникии, насчёт Дейры – отдельная история.
Освальд, пока был в изгнании, обитал в Далриаде, у скоттов. После того, как стал королём, у них же попросил проповедника, чтобы уже прочно укоренить христианство в рождающейся Нортумбрии. Скотты прислали Аэдана, монаха из Айоны, который основал аббатство и епископскую кафедру на острове Линдисфарена.
В общем, понемногу христианство в Англию проникало.
Но.
Августин, крестивший Этельберта Кентского – только-только из Рима, его христианство – именно то, что на данный момент считается ортодоксальным, правильным и официально утверждённым. На данный момент. Со времён Святого Петра произошло множество изменений.
Аэдан, крестивший Берникию, – скотт из Далдриады. Скотты прибыли в Далриаду из Ирландии, где их отцов и дедов крестил Святой Патрик, бритт по национальности. А бритты получили христианство из Рима давно, чуть ли не в первом веке.
Две версии христианства очень сильно отличались. Римская апостольская церковь на юге и Кельтская церковь на севере.
Церкви между собой спорили, иногда даже враждовали.
О том, как эта ситуация разрешилась, расскажу в следующий раз. А то тут такая ситуация, никак невозможно не упомянуть ещё одного короля англов.
В 604-м году Рёдвальд, король Восточной Англии, посетил с дружественным визитом Кент. И там, опять же из дружеских чувств к королю Кента Этельберту I, принял крещение. Но у себя в домашнем храме он сохранил также и языческий алтарь, и так это, по настроению, молился то Христу, то языческим богам. Одно другому как-то не мешало.
Больше того. Рёдвальд разрешил основать в своём королевстве две христианских миссии. Одну римско-апостольскую и одну кельтскую. У восточных англов появился широкий выбор – можно было быть язычником, можно было креститься по римскому обряду, а можно – по кельтскому.
И как такая потрясающая веротерпимость отразилась на состоянии государства и на самом короле?
Никогда – ни до, ни после – Восточная Англия не была такой сильной, как при Рёдвальде. Никогда – ни до, ни после – Восточная Англия не была самым мощным из королевств на Острове, только при Рёдвальде.
И ещё.
Могила (всё-таки это был курган и погребальная ладья в нём) Рёдвальда сохранилась нетронутой до середины XX века, до той поры, когда в могилах стали рыться не только грабители, но и археологи. Именно шлем Рёдвальда стал символом археологии, как таковой, и если где увидите картинку «шлем древних англов» или «шлем раннего Средневековья» – почти стопроцентно это будет шлем Рёдвальда.
Церкви и святой Аэдан – фото автора
Другие святые и шлем – фото из открытых источников
Продолжение следует:
Британия и христианство. Часть 3. Кого ещё довели до ручки сварливые жёны
Подробнее про Святой остров здесь:
Святой остров. Загадочная Линдисфарена средневековых летописей