17,5K подписчиков

Гитаристам: играем «цыганочку» на гитаре, часть 5

3,9K прочитали

Это продолжение статьи, а предыдущие части вы можете найти здесь:

В предыдущих частях речь шла о двух исходных темах цыганочки, о мелодическом варьировании, варьировании с помощью арпеджио и пунктирного баса, а также о заменах и расширениях гармонии.

Здесь речь пойдёт о применении хроматики в мелодической линии.

Это продолжение статьи, а предыдущие части вы можете найти здесь: В предыдущих частях речь шла о двух исходных темах цыганочки, о мелодическом варьировании, варьировании с помощью арпеджио и...

В первой части статьи была приведена «каноническая» вариация цыганочки, использующая обыгрывания аккордовых звуков с помощью верхнего и нижнего вспомогательного. Если верхний вспомогательный звук отстоит от своего аккордового на целый тон (а здесь это будет частой ситуацией), между ними можно вставить «заполняющий» хроматический звук, получив таким образом небольшой отрезок нисходящей хроматической гаммы.

Иначе говоря, если вы играете какие-нибудь «Ре - До» сверху вниз, всегда возможна вставка между ними ещё одного, хроматического проходящего звука, и выглядеть это будет теперь так: «Ре - Ре♭ - До». Подобный отрезок хроматической гаммы можно попытаться и удлинить в некоторых случаях, начав с более высоких звуков, чтобы в результате подойти всё к тому же самому конечному «До».

Данный приём (использование нисходящей хроматики), как мне кажется, является достаточно характерным для этого стиля, хотя в каких-то случаях и может прозвучать достаточно резко. Его восприятие зависит от вкусовых предпочтений, привычки, и, наконец, от скорости извлечения самих звуков: понятно, что быстрая хроматическая гамма слушается в каком-то смысле «проще», чем медленная.

Пример с небольшими «вкраплениями» хроматики в исходную тему романса «две гитары»:

Это продолжение статьи, а предыдущие части вы можете найти здесь: В предыдущих частях речь шла о двух исходных темах цыганочки, о мелодическом варьировании, варьировании с помощью арпеджио и...-2

Как видим, здесь хроматические проходящие использованы пять раз, во всех случаях, когда это позволяет сделать верхний вспомогательный звук, отстоящий на тон от своего аккордового. Гармония примера взята «упрощённая», то есть соответствующая исходной теме романса.

Следующий пример, на той же гармонии, демонстрирует «расширенное» использование этого приёма, теперь с удлинёнными хроматическими отрезками:

Это продолжение статьи, а предыдущие части вы можете найти здесь: В предыдущих частях речь шла о двух исходных темах цыганочки, о мелодическом варьировании, варьировании с помощью арпеджио и...-3

Двухтактовое «вступление» является окончанием вариации на «припев» темы (или окончанием «второй» канонической темы цыганочки).

Опорные звуки самой темы здесь во многом (хотя и не полностью) оставлены на своих местах, чтобы обеспечить некоторую относительную узнаваемость темы на слух. Это звучит уже достаточно остро или «сложно», однако нисходящие хроматические отрезки неизменно ведут к соответствующим аккордовым звукам.

Пример исполнения практически того же самого, но уже на одной гитаре:

Это продолжение статьи, а предыдущие части вы можете найти здесь: В предыдущих частях речь шла о двух исходных темах цыганочки, о мелодическом варьировании, варьировании с помощью арпеджио и...-4

Здесь можно усмотреть ещё один интересный «приём» исполнения цыганочки: весь гармонический квадрат исходной темы можно сыграть всего на двух (а в данной тональности — ещё и открытых) басах.

Действительно, последовательность аккордов Am6 - Em - B7/A - Em означает простое чередование басов Ля и Ми, которое и присутствует в вышеприведённом примере, а бас Ля на фоне аккорда B7 являлся бы его «законной» септимой.

Это теоретически позволяет вести достаточно произвольную мелодическую линию (в том числе импровизационную) по всему грифу, сопровождая её постоянными открытыми басами, получая таким образом условно «полнофактурную» аранжировку, которую можно ещё и «усилить», играя в некоторых местах арпеджио любых подходящих аккордов, с теми же открытыми басами, или иногда с другими.

В заключение, просто пример исполнения цыганочки от Вадима Колпакова, участника дуэта «Zingaresca» и ансамбля «Via Romen»:

Классическая гитара, путеводитель по каналу