Вся моя жизнь прошла во времена трех фиктивных конституций: «сталинской», «брежневской» и пока еще действующей «ельцинской». Гарантии прав человека, которые в них декларировались, оказались просто обманом.
Недавно, как раз в период между памятными датами принятия двух конституций нашей страны (сталинской 5 декабря и ельцинской 12 декабря) был вынесен приговор студенту Егору Жукову, который в полной мере продемонстрировал, что при Путине уже не будет не только свободы собраний, но и свободы слова.
Это означает, что "ельцинская" конституция стала фиктивной не только в гарантии права свободы собраний граждан, но уже и в гарантии права на свободу слова.
Надо сказать, при Ельцине и в первые несколько лет президентства Путина эта незаконно принятая после госпереворота в 1993 году конституция все же более или менее еще соблюдалась.
Но затем, когда "Единая Россия" получила большинство в парламенте, стали принимать конституционные законы (и просто федеральные), которые все больше ограничивали права граждан, "гарантированные" конституцией.
По так называемому "московскому делу" об участии в несанкционированных митингах были задержаны 30 человек, но в отношении некоторых уголовные дела были прекращены, их признали виновными в совершении административных правонарушений.
В отношении 14 человек уголовные дела уже рассмотрены, всех их суды признали виновными, но четверым (в том числе Егору Жукову) назначено условное наказание. Еще 7 человек находятся в СИЗО под стражей, а двое арестованы заочно и объявлены в международный розыск. Маловероятно, что для них наказание по приговору будет условным.
Интересно, что «голос Кремля», сайт «Актуальные комментарии», создателями которого являются Владислав Сурков и его друг Алексей Чеснаков (при активном участии «путинских усов» т.е. Пескова), опубликовал мнения об этом приговоре журналистов, ученых и политиков, которые единогласно заявили, что это означает конец свободе слова в России.
Наверное, главная цель такой откровенной публикации в прокремлевском издании: насмерть запугать народ.
Но об этом я напишу чуть ниже.
А пока об истории фиктивных конституций и протестов граждан СССР в день Конституции СССР 5 декабря (кстати, после оглашения приговора Егору Жукову многие студенты выразили недовольство несправедливостью суда, так что не исключено, что эта советская традиция будет продолжена в новый день конституции 12 декабря).
В бытность мою студентом МГУ имени Ломоносова ежегодно 5 декабря проводились несанкционированные митинги в защиту Конституции СССР на Пушкинской площади в Москве, в которых принимали участие некоторые наши преподаватели и студенты. На самом деле проведение митингов в этот день началось еще с 1965 года, но тогда я еще учился в школе и не знал об этом. Организатором первого митинга был сын поэта Сергея Есенина А.С.Есенин-Вольпин (математик, поэт и философ).
Это было во времена «брежневского застоя». За участие в этих митингах преподавателей фактически лишали работы, а студентов отчисляли из Университета. Правда, как мне помнится, предлоги находили другие: для наших преподавателей в следующем учебном году не оказывалось учебных часов, а моих однокурсников-студентов отчисляли за «двойки», полученные на экзамене по общественно-политическим дисциплинам. На мехмате МГУ, где эти науки были всего лишь «в нагрузку», больше никому «двоек» не ставили.
Что касается «свободы слова», то вот пример. Нам читал лекции по высшей алгебре член-корреспондент АН СССР И.Р. Шафаревич, но потом (не только за участие в митингах в защиту Конституции, но еще и за написание серии философских статей, вошедших в его изданную в 1974 году книгу «Социализм как явление мировой истории»), ему вообще официально запретили преподавать в МГУ. Это было сделано для того, чтобы оградить студентов от «тлетворного влияния» его философских идей. Хотя в своих лекциях он говорил не о философии, а о своем предмете: высшей алгебре, теории чисел, алгебраической геометрии.
Сталинская Конституция СССР декларировала права на свободу слова и собраний, но в действительности разрешалось лишь добровольно-принудительное участие в митингах и демонстрациях, организованных по инициативе партийных и государственных органов. Например, демонстрации 1 мая и 7 ноября. А за высказывание мнения, противоречащего «линии партии», можно было получить реальный срок лишения свободы по ст. 190.1 УК РСФСР.
Принятая при Брежневе Конституция СССР в части гарантий прав человека и гражданина мало чем отличалась от «сталинской», и в действительности эти гарантии также были просто фикцией. Кстати, даже уже при Горбачеве в 1986 году моего приятеля-книголюба осудили по этой статье и отправили в лагерь за то, что он копировал и распространял книги Андрея Платонова, которые сейчас входят в школьную программу по литературе.
И вот теперь, уже при правлении Путина (начиная с 2012 года) свобода собраний и свобода слова также стали подвергаться жестким ограничениям. Но это были лишь «пробные камни», наказание ограничивалось административными арестами и штрафами (правда, дело «Пусси Райот» было уже уголовное, с назначением реального лишения свободы). А вот после непопулярной «пенсионной реформы» 2018 года наказывать за участие в несанкционированных митингах стали гораздо строже.
Как я указал выше, из 14 уже осужденных по "московскому делу" только четверо получили условное наказание, остальным назначено реальное отбывание наказания в колонии.
И это не только в Москве. В Свердловской области в городе Новоуральске жителям стали угрожать уголовной ответственностью за протесты против ввоза в город на электрохимический комбинат урановых отходов из Германии в ноябре-декабре 2019 года. Правда, пока дело ограничилось лишь пикетами пенсионеров и привлечением их к административной ответственности (что символично, суд должен состояться 12 декабря, в день конституции РФ).
Теперь вернусь к обсуждению приговора Егору Жукову. Первоначально ему было предъявлено обвинение по ст.212 УК РФ «Организация массовых беспорядков», и целый месяц его продержали под стражей. Но затем обвинение изменили на ст.280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности», и несмотря на то, что никто, кроме так называемого «эксперта» ФСБ, таких призывов в выложенных Жуковым на Ютьюбе роликах не обнаружил, суд 6 декабря 2019 года приговорил Жукова к 3 годам лишения свободы условно с запретом администрирования сайтов и иной деятельности в интернете.
А вот мнения экспертов о значении этого приговора для российского общества, опубликованные прокремлевским сайтом «Актуальные комментарии»:
Журналист, литературовед и редактор интернет-СМИ Глеб Морев сказал: «Признание Егора Жукова виновным более важно, чем тип наказания — реальный или условный. Это детали, которые легко изменить в зависимости от ситуации. Принципиален для всех прецедент — свободное интеллектуальное суждение о политике в России снова уголовно наказуемо. Это рубеж, и он перейден».
Ученый-историк Иван Курилла, профессор (вначалеВолгоградского университета, а затем петербургского ЕУСПб): «Для индивидуальной судьбы Егора Жукова условный срок — неплохой выход (ждали худшего). Но для общества в целом важно не какой срок, а факт признания виновным за то, что делал Егор. Это новый рубеж, который мы все перешли сегодня».
«Не удивлюсь, если средний политизированный пользователь соцсети будет напишет (так написано в цитируемом тексте - примечание мое) три поста — утром возмущенно-встревоженный, днем расслабленно-восторженный, вечером растерянно-гневный», — написал политолог Михаил Виноградов.
«Ну, хоть так. Родители выдыхают. И мы с ними», — написал на своей странице в Facebook политолог Аркадий Дубнов.
Оппозиция восприняла приговор Жукову как атаку на свободу слова: «Любая попытка изменить Россию, стать в ней властью мирным путем, больше не работает. Даже за разговор об этом дают срок. Условный — за слова», — написал лидер «Партии перемен» Дмитрий Гудков.
Назначение судом условного срока означает, что производится постепенная дрессировка нашего народа со стороны государственной власти.
Это понял осужденный студент Егор Жуков, который сказал в своем последнем слове:
«Государство ясно дает понять: ребята, разбредитесь по своим норкам и друг с другом не взаимодействуйте. Собираться друг с другом больше двух на улице нельзя – посадим за митинг. Работать вместе по социально полезной повестке нельзя – дадим статус «иностранного агента». Откуда в такой среде взяться доверию и, в итоге, любви? Не романтической, а гуманистической любви человека к человеку.»
Комментируя приговор Егору Жукову, «Комсомольская правда» написала 6 декабря:
«Кстати, в тот же день, освободив Жукова, в городе Новоуральске Свердловской области власти завели дела на пенсионеров, вышедших протестовать против ввоза в город урановых отходов из Германии...