Найти тему

История прародителей: Адам и Ева в живописи

«Изгнание», Павел Попов
«Изгнание», Павел Попов

В европейском изобразительном искусстве всегда были популярны библейские сюжеты, особенно в эпоху Средневековья и Возрождения. Но если к началу XXI столетия зритель и художник охладели к притчам и отдельным отрывкам из библейских писаний, то тема «Адам и Ева» до сих пор остается актуальной. И это неудивительно, ведь люди и наука все еще не сошлись в единой позиции относительно своего происхождения. А значит, бывшие жители райского сада остаются единственными «официальными» прародителями всего человечества.

Уильям Блейк. «Творение Адама»
Уильям Блейк. «Творение Адама»
Микеланджело. «Сотворение Евы»
Микеланджело. «Сотворение Евы»
Микеланджело Буонаротти. «Сотворение Адама»
Микеланджело Буонаротти. «Сотворение Адама»

Все картины с Адамом и Евой условно можно разделить на четыре основные темы — сотворение, пребывание в Эдемском саду, грехопадение и изгнание из Рая. Интересно наблюдать, как менялось представление о каждом из этапов жизни первых людей не только у разных художников, но и в разные исторические эпохи.

Гюстав Моро. «Ева»
Гюстав Моро. «Ева»

Например, на средневековых полотнах, изображающих Акт творения, Бог предстает перед зрителем в образе Иисуса Христа — второго лица Троицы (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Именно таким его можно увидеть на фрагменте «Рай» триптиха «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха (Jheronimus Bosch). Однако позже был введен «патриархальный» тип Бога-Отца, от которого больше не отходили.

Иероним Босх. «Сад Земных наслаждений», фрагмент
Иероним Босх. «Сад Земных наслаждений», фрагмент

Некоторые живописцы посвятили этой теме по несколько работ. К примеру, Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Ältere) обращался к Адаму и Еве много раз, но всегда рисовал райский сад и момент грехопадения, ни разу не изобразив жизнь прародителей после изгнания. Они всегда беспечны и обнажены, окружены животными и, в зависимости от сюжета, находятся в компании Бога-Отца или Змия-искусителя.

Лукас Кранах Старший. «Адам и Ева, Грехопадение»
Лукас Кранах Старший. «Адам и Ева, Грехопадение»
Лукас Кранах Старший. «Искушение»
Лукас Кранах Старший. «Искушение»

Эдемский сад в воображении каждого живописца привязан к региону, где тот проживал. Если это художник из Северной Европы, то в раю всегда много пышной зелени, крутых тропинок, петляющих между лесными опушками и уютными полянами. Жители южных широт рисовали Эдем в виде оазиса, затерявшегося в пустыне, и с четырьмя примыкающими к нему реками.

Питер Рубенс и Ян Брейгель. «Адам и Ева в Эдеме»
Питер Рубенс и Ян Брейгель. «Адам и Ева в Эдеме»
Марк Шагал. «Сад Эдема»
Марк Шагал. «Сад Эдема»
Фрэнсис Пикабиа. «Эдем»
Фрэнсис Пикабиа. «Эдем»

Согласно библейскому сюжету, Адам придумывает имена животным. Но таких милых пасторальных полотен не так уж и много. Зрителям всегда нравились более интригующие и трагические моменты, поэтому большинство художников посвятили свои работы грехопадению и изгнанию.

Тамара де Лемпицки. «Адам и Ева»
Тамара де Лемпицки. «Адам и Ева»
Марк Шагал. «Адам и Ева»
Марк Шагал. «Адам и Ева»
Поль Гоген. «Адам и Ева»
Поль Гоген. «Адам и Ева»

Мужчина и Женщина стоят возле Древа познания. Возле них — Змей-искуситель. Он либо обвивает ствол дерева, либо прислонился к нему. Рафаэль Санти (Raffaello Santi) и Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio) показали Змия с головой и торсом женщины, отсылая зрителя к истории про Лилит.

Рафаэль. «Грехопадение»
Рафаэль. «Грехопадение»
Хуго Ван дер Густ. «Грехопадение»
Хуго Ван дер Густ. «Грехопадение»
Херберт Плобергер. «Грехопадение»
Херберт Плобергер. «Грехопадение»

Но традиционно искуситель представлен в облике пресмыкающегося. Ева срывает с дерева или протягивает Адаму надкушенный плод. До трагедии — полсекунды.

Владимир Матвейцев. «Адам и Ева»
Владимир Матвейцев. «Адам и Ева»
Янна Хробак. «Адам и Ева»
Янна Хробак. «Адам и Ева»
Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева»
Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева»
Уильям Этти. «Адам и Ева»
Уильям Этти. «Адам и Ева»

Изгнание каждый видит по-разному. Как правило, Адам и Ева покидают райскую обитель, прикрывая руками обнаженные тела. На лицах — отчаяние и печаль. Некоторые живописцы, и среди них Мазаччо (Masaccio), ввели в сюжет ангела, который держит в руках кнут или меч и изгоняет согрешивших из Эдема.

Мазаччо. «Изгнание из Рая»
Мазаччо. «Изгнание из Рая»
Кузьма Петров-Водкин. «Изгнание»
Кузьма Петров-Водкин. «Изгнание»
Франциско Байеу и Субиас. «Изгнание»
Франциско Байеу и Субиас. «Изгнание»

Последний сюжет — жизнь на земле. Адама и Еву часто изображают с детьми — Каином и Авелем. Адам работает — копает лопатой, пашет или засевает поля. Ева ему помогает или занимается своими делами. А потом они умирают.

 «Адам и Ева после изгнания», средневековая миниатюра
«Адам и Ева после изгнания», средневековая миниатюра

Спасибо за внимание!
Ставьте нравится, если нравится!
Подписывайтесь на канал!