Загадочный «суташ» и повальное увлечение им
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Сразу же оговоримся, что некоторые слова со временем меняют написание. Например, в середине 19 века слово сутаж, то есть шнурковая тесьма писалась через Ш. В рассматриваемом нами 1862 году суташ как раз совершил триумфальный прорыв на ландшафте отечественной моды. Поначалу даже модницы не были знакомы с этим французским словом. А потому в начале года в модных журнала еще можно было встретить такие пассажи.
«Теперь мы вам посоветуем самый лёгкий способ вышиванья шнурочком, так называемым суташем. Надо перерисовать узор на тонкую бумагу, папиросную, или чайную, обрезать её очень аккуратно по краю выкройки, с внутренней стороны на столько, чтобы можно было пришить её на зуав, не захватывая узора. Эта бумага не должна быть разрезана на куски, как выкройка, а составлять одну цельную половину, которая нашивается на зуав тогда, как уже все швы накрепко сшиты и разглажены. Тогда берут шнурок и нашивают его в-перед-иголку по узору, прохватывая насквозь и бумагу, и материю».
Дружественный нам канал про мрачное кино
Впрочем, новинка быстро пришлась по вкусу, а потому уже буквально несколько месяцев спустя всё те же журналы рапортовали: «Суташ играет, в настоящее время, важную роль в женском туалете: притязаниям его нет ни границ, ни меры: он хочет появляться на всём, начиная от юбок и кончая платьями, бурнусами, мантильями и даже шляпами. Такое честолюбие до добра не доведет и пожалуй с суташем будет то же самое, что со многими другими: злоупотребление погубить его. А что это весьма вероятно, доказательством тому служат набивные перкали серые и всех возможных оттенков, с черным узором, необыкновенно напоминающим вышивку суташем».
Действительно поначалу суташ применялся только для платьев. И этого декоративного шнура было вполне практическое применение – им маскировали швы и «рубцы», что можно было наблюдать на выходных платьях. Например: «Полосы эти суконные, какого-нибудь яркого цвета и вышиты черным шнурочком — суташем. Их нашивают над рубцом, на серую или черную шерстяную материю».
Наиболее часто суташ применялся для нарядов из тафты. Например, можно было прочитать следующую рекомендацию: «Для визитов надевают тафтяное, чёрное, или какое-нибудь тёмное платье, например, синее во всех его оттенках. С таким платьем можно носить манто из бархата или бархатного сукна, отделанное суташем, или аграмантом , бархатную мантилью, кашемировую шаль».
Постепенно сутаж перекочевал в сферу юбок. «Модель эту можно, разумеется, всячески упростить: можно, например на серую юбку нашить над рубцом синие кашемировые медальоны и вышить их черным суташем». К слову изучая проблему суташа в российское моде середины 19 века мы натолкнулись на один в высшей мере забавный отрывок. Приведем его – вы сами поймете, откуда взялось наше удивление: «Маленькие девочки и даже мальчики продолжают носить кринолины (!!!!). Платья их теперь, преимущественно делаются из белого или нанкового пике. Вот хорошенькой костюм для девочки: белое пике платье, отделанное внизу двумя полосами нанкового пике; каждая из этих полос вышита, по краям, черным суташем; швейцарский пояс, вырезанный, обшитый и вышитый также как юбка, надевается на кисейную со складочками манишку» Мужской кринолин - это что-то новое!
А затем суташ стал применяться где угодно и когда угодно, о чем собственно сожалел процитированный выше обозреватель. «Суташ остаётся в той же силе и будет, по-прежнему украшать варезы и ротонды». Тогда в русском языке даже появился новый глагол – суташировать. Очевидец писал: «Кто хочет сделать ротонду наряднее, тот суташирует её лёгким узором кругом или только перед. Сверху она застёгивается на крючок, пуговицу или аграмантовую застежку». Потому он (суташ) перекочевал на дамские шляпы, где соседствовали с несколькими перьями. Со шляпок суташ перепрыгнул на зонтики.
«Несколько слов о зонтиках. Теперь поняли что зонтики en tout cas полезнее всех других, а потому и маленькие зонтики похожи тоже на en tout cas; они складные, делаются из тафты или муар-антика, большей частью тёмных цветов; подбивают их белой тафтой и вышивают наверху суташем или тамбурным швом. Золочённые ручки и оправа модней других; после них хороши ручки из бамбука и резного дерева; на некоторых зонтиках есть кольца, за которые их носят. Для деревни зонтики делаются прямые, фуляровые сурового цвета, подбитые зеленой или голубой тафтой»
Отечественные модницы в стремлении за украшательством даже стали суташировать белье. «Белье продолжают вышивать суташем. Этот род шитья не скоро выйдет из моды, в особенности для низа юбок: ничего не 'может быть нарядней белой юбки, вышитой широким, узором суташем с примесью английского шитья».
В итоге было лишь вопросом времен, когда объединятся две модных новинки сезона. Герой нашего рассказ и черная кашемировая шаль, которой мы посвящали один из прошлых материалов. Очевидец писал: «Мы видели хорошенькую шаль, которую легко сделать самим. Она из серого кашемира; четыре стороны её обшиты длинными четвероугольниками из черного и фиолетового кашемира — вперемешку; они окаймлены суташем и вышиты в середине на черном фиолетовым суташем, на фиолетовом — черным. Эти четвероугольники пришиты к платку узкой стороной и приноровлены так, чтобы быть на лицо, когда платок перегнется».
На этом мы заканчиваем наш сегодняшний рассказ! Однако уже завтра мы продолжим вас знакомиться с новинками российской моды середины 19 века. А потому не забывайте читать наши новые статьи. А еще лучше подписывайтесь на наш канал! Искренне Ваша редакция «Настольной книги старорежимной сплетницы»