22,6K подписчиков

Главная драматическая роль Брендана Фрейзера

Testis unus, testis nullus | Один свидетель - не свидетель (лат.)

Кадр из фильма «Виновен, пока невиновность не доказана»
Кадр из фильма «Виновен, пока невиновность не доказана»

Фильмы о судебных процессах над невинно осужденными – особая категория кино, которая мало кого оставит равнодушным и до сих пор актуальна. Таких фильмов, на самом деле, довольно немало. Самый известный и значимый из таких фильмов – это «Во имя Отца» (1993 год), который получил «Золотого Медведя» на Берлинском Фестивале. Из последних фильмов на эту тему можно вспомнить «Мотылек» (2017 год) и «Если Бил-стрит могла бы заговорить» (2018 год). Однако, сегодня речь пойдет о фильме «Виновен, пока невиновность не доказана» (1991 год). Этот фильм как-то скромно затерялся в списке фильмов на подобную тематику, хотя и заслуживает внимания, так как в касте тандем из знаменитых актеров: Мартина Шина и Брендана Фрейзера. Для кинокарьеры Мартина Шина это был самый обычный проходной фильм. А вот для Фрейзера картина оказалась единственной работой в его фильмографии, которая раскрывает от и до весь его мощный потенциал драматического актера. И хотя фильм в свое время не стал популярен, но именно он, явился для Брендана Фрейзера отправной точкой в большое кино.

Фильм «Виновен, пока невиновность не доказана» основан на реальном деле Роберта «Бобби» Маклафлина, которого осудили за убийство и соучастие в ограблении.

Вечером, 29 декабря 1979 года группа молодых людей была ограблена в Морском парке в Бруклине, Нью-Йорк, который считался нелегальным рынком сбыта наркотиков. В ходе ограбления был убит 19-летний парень, попытавшийся сбежать. После стрельбы нападавшие быстро скрылись с места преступления. Прибывшие на место преступления детективы и полиция опросили выживших жертв, но никто точно не мог описать внешность нападавших, кроме 15-летнего мальчика по имени Роберт Тобин, (в фильме имя изменено), который опознал в одном из грабителей Уильяма Ферро. Полиция обнаружила, что Уильям Ферро ранее был арестован с человеком, по имени Роберт Маклафлин. По роковой случайности, фотография другого Роберта «Бобби» Маклафлина, человека, не имеющего никакого отношения к Ферро, была найдена в полицейских архивах, где она хранилась с момента его ареста по обвинению в мелком хулиганстве. Эту самую фотографию и показали 15-ти летнему Тобину, сказав, что он видел перед собой известного преступного сообщника Ферро. Ободренный такой информацией, парень подтвердил, что видел именно этого молодого человека в парке. При живом опознании, Тобин вновь указал на Роберта Маклафлина, однако другие семь жертв преступления не смогли опознать Маклафлина, утверждая, что в парке было недостаточно светло, чтобы точно разглядеть лицо. Еще одна жертва, Том Делл'Оссо, как и убитый, сражался с убийцей. Делл'Оссо настаивал на том, что он хорошо видел злоумышленника, и предложил элементарное физическое описание преступника, которое по итогу резко отличалось от Маклафлина. Тем не менее, лишь на основании показаний Роберта Тобина, Маклафлин был арестован и обвинен в убийстве.

Основная линия защиты назначенного судом адвоката Маклафлина заключалась в том, чтобы установить алиби ее клиента на эту ночь. С этой целью, она вызвала четырех друзей Бобби, чтобы подтвердить, что они вместе провели поздние часы 29 декабря, пили и курили марихуану в припаркованной машине и в баре по соседству, и что Маклафлин все время был с ними. Однако, молодая девушка, одна из четверки друзей, утверждала, что не пришла в бар той ночью, и тем самым не подтвердила алиби Маклафлина. Сам Маклафлин не стал давать показания, видимо, потому что его адвокат сочла благоразумным не упоминать о его предыдущем аресте. Она также решила не представлять в качестве свидетелей двух жертв ограбления, которые были лично знакомы с Маклафлином до преступления. Еще более пагубно то, что судья первой инстанции не сообщил присяжным, что обвинение по закону обязано опровергнуть алиби, представленное Маклафлином, дабы его вина была успешно доказана. Из-за очевидной небрежности защитник не предпринял никаких усилий, чтобы исправить этот пробел в понимании присяжными своих обязанностей. Более того, ни одна из сторон не обратила внимания на вопиющее несоответствие между Маклафлином и описанием убийцы Делл'Оссо.

В конце процесса большинство наблюдателей предположило, что против Маклафлина не было достаточно доказательств, чтобы посадить его за убийство. Но, к всеобщему удивлению, присяжные признали Маклафлина виновным в убийстве II степени тяжести и приговорили к 15-ти годам тюремного заключения (некоторые комментаторы позже предположили, что вердикт, возможно, был результатом компромисса между присяжными заседателями, намеренными обеспечить приговор I степени тяжести (пожизненное заключение в тот момент), и теми, кто считал, что дело заслуживает оправдания).

Кадр из фильма «Виновен, пока невиновность не доказана»
Кадр из фильма «Виновен, пока невиновность не доказана»

Деятельность по освобождению Роберта «Бобби» Маклафлина была работой многих людей, но она, несомненно, была инициирована и вдохновлена усилиями одного человека: отчима Маклафлина – Гарольда Хона. Убежденный в невиновности Маклафлина, Хон начал собирать оправдательные материалы как только апелляция была отклонена. Одним из первых главных открытий Хона во время его независимого расследования была истинная природа процедуры идентификации, которая и привлекла внимание к его приемному сыну как подозреваемому. Согласно некоторым более поздним сведениям, имя, которое он нашел на обороте фотографии, сообщника Ферро, на самом деле было не «Роберт МаклАфлин», а «Роберт МаклОфлин». Хотя расхождение в правописании было оспорено, стало ясно, что Маклафлин невиновен. Несмотря на значительный прогресс в сборе материала для опровержения и без того слабого дела штата против Маклафлина и даже в убеждении детектив-сержанта в неправомерном поведении полицейского департамента по делу, Хону не удалось убедить какие-либо судебные или прокурорские органы в судебной ошибке, которую он так тщательно задокументировал. В отчаянии он обратился с просьбой о поддержке его усилий к широкому кругу правительственных, судебных, правоохранительных органов, активистов и представителей средств массовой информации. Ему удалось заручиться поддержкой адвоката из Нью-Йоркского союза гражданских свобод, известного обозревателя газеты «Виллидж войс» и уважаемого Нью-Йоркского судьи. После более чем пяти лет непрерывных исследований и переговоров с судебными инстанциями, пока его приемный сын томился в тюрьме. Хон, наконец, побудил влиятельных людей к действию. Репортер Джек Ньюфилд начал серию статей, критикующих систему уголовного правосудия за плохое обращение с Маклафлином. Адвокат NYCLU начал организовывать объемистые материалы Хона в последовательное юридическое ходатайство о его освобождении. Затем Хон со своими союзниками обратился к окружному прокурору с просьбой пересмотреть дело. В дополнение к чрезвычайно убедительным доказательствам вопиющих ошибок в деле, которые Хон и его новообретенные союзники уже обнаружили, окружной прокурор наткнулся на заметки из первоначальных показаний с Делл'Оссо, в которых он описал убийцу, имеющего очень мало сходства с Бобби Маклафлином. Адвокат NYCLU, после долгих усилий, смог организовать встречу с Робертом Тобином, свидетелем, из-за показаний которого, Маклафлин оказался за решеткой и окружным прокурором. Вскоре после этой встречи, Тобин отказался от своих показаний на суде и впоследствии обнародовал тот факт, что детектив своими наводящими вопросами вселил в него уверенность в причастности Маклафлина к преступлению. Прокуратура провела проверку на полиграфе, в ходе которой Тобин признался в истинном характере расследования и по результатам которой, адвокат пришел к выводу, что он, скорее всего, говорит правду.

Кадр из фильма «Виновен, пока невиновность не доказана»
Кадр из фильма «Виновен, пока невиновность не доказана»

Также всплыли наводки на возможные личности истинных грабителей. Это был соседский знакомый Маклафлина – Оги Кано, ныне осужденный убийца, и двое его ныне покойных сообщников. Хон предположил, что они и были реальными исполнителями преступления.

Помимо прочего, свидетельница с процесса, которая отрицала, что Маклафлин был с ними в баре, рассказала другую историю, когда пять лет спустя к ней обратились представители окружного прокурора. Теперь она утверждала, что помнит, как ходила в бар с Маклафлином и его друзьями.

Наконец, следователи обратили внимание на то, что двое из жертв ограбления были лично знакомы с Маклафлином в течение нескольких лет до совершения преступления и отрицали, что он был одним из стрелявших. Эти свидетели, которых никто не потрудился подробно допросить в ходе первого процесса, теперь были непреклонны в своем мнении, что Маклафлин стал жертвой ошибочного опознания.

В свете этих многочисленных событий повторное слушание было назначено на 3 июля 1986 года. Представители окружного прокурора заявили, что больше нет оснований для того, чтобы судить Маклафлина по делу об убийстве. Приговор в отношении него был отменен, и в тот же день, после шести лет тюремного заключения, он был освобожден.

Кадр из фильма «Виновен, пока невиновность не доказана»
Кадр из фильма «Виновен, пока невиновность не доказана»

Через три года после его официального оправдания Бобби Маклафлин получил от государства выплату в размере 1,5 миллиона долларов в качестве компенсации за его незаконное лишение свободы. Но ни окружной прокурор, ни полиция не подвергались судебному преследованию за фальсификацию или лжесвидетельство свидетелей. В 1991 году история неправомерного осуждения Бобби Маклафлина была превращена в телевизионный фильм под названием «Виновен, пока не доказана невиновность».

«Если бы в этом штате существовала смертная казнь, я мог бы быть сейчас пеплом в урне на камине моей мамы» - сказал Роберт Маклафлин в интервью после освобождения. Шесть с половиной лет, проведённых в тюремном заключении, в состоянии постоянного стресса и угрозы физической расправы и насилия не могли не отразится пагубно на физическом и психическом здоровье Бобби.

Фотография реального Роберта Маклафлина
Фотография реального Роберта Маклафлина

«Более безопасно было находится запертым в камере, чем ходить по объекту. Покидая камеру, я находился в состоянии постоянной боевой готовности». По словам Бобби, он регулярно подвергался побоям. Так же известны факты, что он являлся невольным участником массовых беспорядков среди заключённых и даже получил ножевое ранение в спину в одном из них. Во время заключения Бобби заболел туберкулёзом, страдал от сильнейших головных болей и приступов аритмии. Даже после освобождения кошмар для Бобби не закончился, он долгие годы находился во власти своих собственных демонов. Молодой человек тяжело страдал от посттравматического стрессового расстройства, пытаясь заглушить свои мучительные воспоминания психоактивными веществами. Бобби неоднократно пытался избавится от тягостных переживаний и спровоцированной ими зависимости в реабилитационных центрах. Неуравновешенное психоэмоциональное состояние и злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами отразилось и на личной жизни Бобби и привело к распаду брака. Тем не менее, большими усилиями, Роберту все-таки удалось расстаться с пагубными привычками. «Раньше я чувствовал тяжесть на душе, со временем я понял, что должен простить всех, кто причастен ко всему тому, что со мной произошло, и мне стало легче», - говорит он.

Из последней публикации в газете 2004 года, известно, что Роберт Маклафлин живет в Миннесоте, работает местным гидом и строителем, возобновил отношения с бывшей семьей и принимает участие в воспитании 10-летней дочери. Так же Роберт является активными участником организации, помогающей заключенным, которые могли быть ошибочно осуждены.