Все туристы, приезжая в Лиссабон, обязательно посещают старинный монастырь Жеронимуш. Кроме того, что он потрясает своей необычной архитектурой, монастырь известен тем, что в нём захоронены знаменитый мореплаватель Васко да Гама и португальский поэт эпохи Возрождения Луис де Камоэнс. Даже далёкие от поэзии прозаики наверняка помнят фильм Козакова "Покровские ворота", в котором Равикович, игравший Хоботова, рассказывал Людочке - героине Кореневой, историю про нелёгкую судьбу Камоэнса, потерявшего глаз в одном из сражений в Африке. Трогательное сочувствие обаятельной героини не единственный повод вспомнить этого поэта, которым португальцы гордятся за эпическую поэму "Луизиады", ставшую национальным эпосом. Для португальцев Камоэнс так же велик, как для россиян - Пушкин. Александр Сергеевич ценил своего португальского собрата, и ставил его на почётное место после Данте, Петрарки и Шекспира. Умер Камоэнс от чумы в 1580 году и был похоронен в церкви святой Анны. После землетрясения 1755 года большинство зданий Лиссабона было разрушено, в том числе - и церковь святой Анны. Останки Камоэнса были перезахоронены, а в 1880 году перенесены с королевскими почестями в монастырь Жеронимуш через 300 лет после смерти поэта. Знаменитый Васко да Гама скончался от малярии в 1524 году в Индии, морской путь к которой он открыл в 1498 году. Его тело было переправлено в Португалию в 1539 году, а перезахоронено в монастыре Жеронимуш в 1880 году вместе с останками Камоэнса. Для двух выдающихся личностей были установлены монументальные мраморные саркофаги.
Монастырь Жеронимуш пережил землетрясение 1755 года, в отличие от большинства храмов Лиссабона. Здание строилось на века на "перцовые деньги", вырученные от торговли специями, которая расцвела после того, как Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Экскурсоводы рассказывают, что перед отплытием в дальнее путешествие, Васко да Гама и его команда провели в монастыре ночь в молитве.
По легенде Жеронимуш был основан в 1502 году на том месте, где прежде стояла часовня, построенная в 1460 году Энрике Мореплавателем - предшественником Васко да Гамы.
Строительство монастыря растянулось на несколько десятилетий, и было завершено в 1572 году. За это время сменилось несколько архитекторов. При возведении использовались разные стили, начиная от поздней готики, заканчивая классицизмом. Но превалирует в архитектуре монастыря всё же стиль мануэлино, который характеризует эпоху географических открытий. В интерьерах монастыря поражает огромное количество колонн с резными скульптурными элементами, на которые опирается роскошный свод, укреплённый сложной структурой рёбер. В разные годы, раньше Камоэнса и Васко да Гамы, в монастыре были захоронены португальские монархи Мануэл I, Жоан III и их супруги - Мария и Катарина. Кроме того, в церкви находятся гробницы инфантов, короля-кардинала Энрике португальского и короля Себастьяна I. Саркофаги королей покоятся на мраморных слонах.
Классический иконостас представляет собой прекрасный образец эпохи Возрождения. Перед главным алтарём находится серебряная дарохранительница XVII века.
Слева от алтаря расположен вход в ризницу монастыря с сокровищницей, в которой хранятся церковные реликвии и собрание произведений религиозного искусства. Вход в ризницу платный - 2 евро.
Свод ризницы - настоящий архитектурный шедевр, опирающийся на одну единственную центральную колонну, украшенную витиеватой резьбой.
В центральной части монастырского комплекса располагается Национальный музей археологии, а западное крыло занимает Морской музей, который нас больше заинтересовал. Археологическую экспозицию мы позже посмотрели в стенах другого монастыря, о котором я напишу в своей следующей статье.
Главный вход в Морской музей находится под аркой между двух готических башен в западном крыле монастыря. Сквер у стен монастыря выполняет функцию открытой площадки музея с экспозицией старых якорей и фрагментов брони военных кораблей.
Часть западного крыла старинной обители Морской музей занимает с 1962 года, хотя основан он был гораздо раньше - в 1863 году королём Португалии Людовиком (Луишем) I.
Вся прелесть музея заключается даже не в его экспозиции, а в том, что она находится в старинных стенах монастыря с его огромными сводчатыми залами и каменными лестницами с широкими пролётами.
В разных залах музея представлены старинные навигационные карты, украшения парусных судов, приборы навигации, многочисленные макеты кораблей нескольких эпох - начиная с каравелл XV века, заканчивая современными подводными лодками португальского военного флота.
В королевском зале представлена каюта яхты "Амелия", построенной для короля Карлуша I и королевы Амелии в 1900 году в Шотландии. Про судьбу этих правителей Португалии я упоминала в статье "Сказочный замок Пена. Португалия". Про историю этой страны можно прочитать в других публикациях на моём канале :
"Португалия. Загадочный парк Регалейра",
"Лиссабон. Мореплаватели и первооткрыватели" и
"Археологический музей Лиссабона - свидетель землетрясения 1755 года".