Древность стала как бы вторым миром, в котором жили поэты Возрождения, Они изредка думали о том, что цивилизация античности была построена на поту и крови рабов; людей античности они видели как аналогию народу собственного времени и так его изображали.
Возьмем, к примеру, поэтические труды Шекспира, которые принадлежат книжной поэзии его периода. Свое начало она берет в поэзии Древнего Рима и Средних веков. Лирика Шекспира в большей степени медитативна. Ее начинкой является не столько описания эмоций, а рассуждения о природе большинства явлений жизни. Иногда в ней пробиваются непосредственные ощущения. Обычно, проявление чувств постоянно облечено в сложную форму, связанную с нескончаемой цепью разных ассоциаций. Недаром новые изучения поэтических творений Шекспира замечают в них мотивы, проходящие чрез поэзию практически 2-ух 1000-летий. Это никак не значит , что Шекспир знал в подробностях всю сокровищницу западной лирики. Он воспринял разные поэтические концепции, дошедшие до него, и, разбирая их, оценка устанавливает, будто поэзия Шекспира то повторяет, то видоизменяет классические поэтические образы и связанные с ними представления.
Образец этого— взбунтовавшаяся чернь в трагедиях Шекспира, «древние» фермеры и ремесленники на полотнах живописцев Ренессанса либо пастухи и пастушки в их стихах и поэмах.
Давайте рассмотрим произведения Шекспира конкретнее.
В трагедии « Юлий Цезарь» (1599) , автор ясно дает почувствовать дух времени. Несмотря, на такое название, Цезарь не играет роли главного действующего лица. Действие разворачивается вокруг скорее его персоны, мёртвой или живой, его политики, а главными персонажами являются республиканцы - революционеры: Брут, Марк Антоний, Кассий и другие.
. Содержание пьесы почерпнуто Шекспиром из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, но Шекспир, как и обычно, значительно спрессовал реальные исторические действия, придав пьесе более значительный динамизм и стремительность. Он преднамеренно (что очень часто ставилось ему в укор) оставляет за рамками трагедии известные победы Цезаря-предводителя, изображая его как политического человека, как жителя Рима, . При всем великолепии Цезарь в пьесе показан суеверным, слабым духом и физически человеком; Шекспир часто подчеркивает , что оный глухой. Но на данный момент, когда он староват и не совсем молод утомленный жизнью, отданной служению Риму, он желает, чтоб Рим и римляне склонились к его ногам, признав его безграничную авторитарную власть. У Цезаря в пьесе не особо много слов и реплик , и, хотя его смерть в Капитолии совершается только в начале третьего акта, в предыдущих сценах он появляется всего пару раз. В одном из таких его появлений приходит к нему Прорицатель, который говорит ему страшное пророчество: «Остерегись ид марта». Однако даже благодаря той малой доли сказанного Цезарям, мы понимаем, что он за человек. Шекспир вывел на сцену в своей «римской трагедии», представляющей собой чистейшей воды «политическую пьесу», прожженного политического деятеля и политикана, разумного, хитрого, познавшего все тонкости закулисья власти. Вот, пример, что он рассказывает Антонию о Кассии: «Он много думает, такой опасен». Опасен тем, что «читает много // И любит наблюдать, насквозь он видит // Дела людские». Сцену, в которой Антоний трижды подносит Цезарю корону, а тот трижды от нее отрекается, мы «видим» только в пересказе Каски — пересказе, который очень красноречив, из которого понятно и лицемерие Цезаря, и его стремление к власти, и его наклонность к лицедейству, и его способность «возбуждать» массы. Но когда Цезарь выходит в Сенат Шекспир кладет в его уста слова, в которых соединились бесстрашие и эмоция обреченности. А далее в Капитолии происходит его убийство, и Цезарь говорит крылатую фразу «И ты, о Брут!» (слова, написанные Шекспиром по-латыни, не встречаются у Плутарха, скорее всего, они дошли до Шекспира путем устного пересказа). После гибели наступает настоящая жизнь Цезаря в изложенной Шекспиром истории. Как говорит Антоний, , «дух Цезаря в погоне за отмщеньем, // С Гекатою из преисподней выйдя, // На всю страну монаршьим криком грянет: // «Пощады нет!» — и спустит плот войны…» В отличие от многих пьес Шекспира «Юлий Цезарь» не поддавался существенной редакции.
Проанализировав данное произведение, мы можем понять, что пытается показать нам великий автор. Он как бы указывает на то, что и тогда в Риме было не спокойное время, и тогда священный город терзали междоусобицы.
С присущим ему динамизмом Шекспир делает акцент, на шаткое положение Рима, но так же подчеркивает, что город устоял и выдержал, да что там выдержал, и превознёсся, преодолев все невзгоды.