Российский президент Владимир Путин сталкивается с большой дилеммой, которая не является полностью его собственной. Путин не может найти себе замену - политическому клону в его понимании. Среди прочего, надежный преемник должен быть скромным, сдержанным в заявлениях, лояльным к номенклатуре, либеральным в повседневной жизни, патриотичным на публике, гибким в международных переговорах, способным балансировать между крайностями своих соратников, и, самое главное, неутомимый и терпеливый, одержимый работой, встречами, полетами, переговорами.
На этом проблемы Путина не заканчиваются. Он боится, что не сможет защитить своих детей и друзей, если отойдет от власти. В то же время он испытывает чувство превосходства над политической элитой, которая работает непосредственно на него. Он не доверяет никаким обещаниям, но верит в предрасположенность предательства своим внутренним кругом, который может расколоться под комбинацией неожиданных событий и давления оппозиции. Для Путина делегировать его личной элите управление и владение таким сложнейшим активом, как Россия, на самом деле означало бы глупое, иррациональное и ненужное решение, потому что они слабее и более нерешительны, чем он.
Рассмотрим альтернативы:
Дмитрий Медведев, премьер-министр России с 2012 года. Он не заинтересован в том, чтобы работать круглосуточно и без выходных. Он не может делать выбор, склонен участвовать в сомнительных инициативах (реформа летнего времени, четырехдневная рабочая неделя, бадминтон), поддерживает дистанцию со своей командой и вместо этого подчеркивает свою связь только с одной командой - путинской ,
Валентина Матвиенко , сенатор от Санкт-Петербурга и председатель Совета Федерации, не показала оригинальных идей и демонстрирует полный цинизм в отношении политики.
Вячеслав Володин, председатель Госдумы . Он проявляет личную неограниченную преданность одному человеку - Путину.
Сергей Шойгу, министр обороны . Он эмоционально истощен и не имеет реальных карьерных амбиций; скорее он мечтает о тихой и мирной отставке, которую может обеспечить только Путин. Возможно, он захочет занять при определенных условиях должность первого вице-премьера, который курирует развитие Сибири и Дальнего Востока. Это также может быть связано с получением расширенного пенсионного пакета.
Сергей Лавров, министр иностранных дел. Его ситуация такая же, как и у Шойгу, за исключением должности вице-премьера по Сибири и Дальнему Востоку. Альтернативой в его случае могло бы стать руководство Советом Федерации с такими же пенсионными выплатами.
Сергей Собянин, мэр Москвы. Он не интересуется публичной политикой, ненавидит участие в массовых мероприятиях и не склонен быть дружелюбным. Он совершенно безразличен к любым постам и карьерам на высоком уровне, не боится чего-либо и кого-либо.
Позиция представителей блока служб безопасности (Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности, Александр Бортников, директор ФСБ, и Виктор Золотов, директор Национальной гвардии) не выражает общественный интерес, не является независимым по своей природе и проистекает из инструментального и функционального назначения их ведомств в путинской системе власти.
То же самое можно сказать о ключевых чиновниках, работающих в администрации президента (руководитель аппарата Антон Вайно, первый заместитель руководителя аппарата Алексей Громов, пресс-секретарь Дмитрий Песков и государственный советник Российской Федерации Андрей Белоусов).
Так что же на самом деле светит России? На мой взгляд, это будет предопределено приходом новых людей из других, более низких уровней власти, они возглавят страну после Путина. И это, учитывая, что круг доверия в российском обществе очень мал, подразумевает, к лучшему или худшему, автоматическую и радикальную смену элиты, которая принимает ключевые решения в правительстве.
Пока именно эти точные характеристики сегодняшних «лидеров» формируют коллективный мандат с их стороны на статус-кво и сохранение существующих практик и сохранение власти Путина в течение неограниченного времени. Эта стратегия гарантирует, хотя и не с определенностью, но с гораздо более высокой степенью вероятности, сохранение автономии и защиту имущества не только для них, но и для их родственников и друзей.
Путин, в свою очередь, заинтересован в лояльности своих сотрудников, пока такие лояльности действуют, то есть до тех пор, пока они позволяют ему эффективно решать проблемы власти, не подрывая ее.
Эволюция в России может потребовать кадровых изменений, которые предпримет Путин, несмотря на его открытое неприятие реорганизации в рядах своих товарищей, которое может быть вызвано заметным снижением статистических и социологических показателей текущего состояния российской экономики и общество.
Константин Ремчуков - авторитет российской политики, владелец и главный редактор Независимой газеты , влиятельной ежедневной газеты.
Контантин Ремчуков, National Interest