Благодаря этим короткометражным фильмам страна впервые познакомилась с самой популярной троицей советского кино. Изначально на роль Балбеса хотели взять Сергея Филиппова или Бориса Новикова, но после предложения Вицина рассмотреть кандидатуру клоуна из Цирка, незамедлительно утвердили Никулина.
Ради того, чтобы лицо выглядело глупее и смешнее Никулину наклеили огромные ресницы.
Отснятого материала Гайдаю хватило бы на 30-минутный фильм, но режиссер сократил его до 10 минут, убрав множество трюков. Часть из них потом использовали в «Самогонщиках». Идею этой короткометражки подсказал Юрий Никулин, игравший подобную сценку в цирке. Моргунов сначала отказывался играть во второй части, но бывший директор «Мосфильма» Иван Пырьев уговорил актера.
Сцену со словами «Огласите весь список, пожалуйста!» взяли из жизни. Когда Гайдай служил в Монголии, в часть приехал военком и спрашивал «Кто в артиллерию? Кто во флот?» На все эти вопросы будущий режиссер отвечал «Я!» Военком разозлился и крикнул: «Да подождите вы, дайте огласить весь список!»
Во время съемок одной из сцен с участием Феди и Шурика загорелся битум. Его тушили и строители, и съемочная группа.
Идею фильма Гайдай придумал во время съемок «Операции «Ы». Однако после выхода комедии режиссер заявил, что опустошен, а Шурика все и так уже увидели во всех возможных ипостасях. Но, к счастью, отказаться от работы над новым фильмом он не смог.
В съемках сцены с ослом в самом начале ленты задействовали трех животных. Чтобы заставить их идти или стоять, группа меняла вес груза. Если он был слишком тяжелым, ослы не хотели двигаться.
Такие фразы, как «Чей туфля? А, мое. Спасибо», «Шляпу сними» и другие были импровизацией актеров.
Наталья Варлей выполнила сама много трюков: водила автомобили, спускалась со скалы на тросе, ныряла в реку, чтобы спасти Шурика, прыгала из окна (вот тут помог съемочный кран с веревкой).
Сюжет фильма появился после заметки о швейцарских контрабандистах, которые пытались перевезти драгоценности в гипсе. На главную роль одобрили Юрия Никулина, под него писали сценарий, а на роль Геши Гайдай сначала хотел взять Вицина, а потом позвал Андрея Миронова. Жена Никулина Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим – мальчика, ходившего по воде.
Во время съемок всегда присутствовал капитан КГБ. Он останавливал режиссера и докладывал руководству обо всем. Из-за этого фильм пережил 44 правки Госкино. Некоторые сцены вырезали, а другие – переозвучили. Например, персонаж Нонны Мордюковой говорит: «И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». Но в фильме вместо «синагогу» звучит «любовницу».
И тут сценарий писался под Юрия Никулина в роли царя. Но тот прочитал его и решил, что цензура не пропустит фильма, поэтому отказался от съемок, не желая зря тратить время. Гайдай обиделся на него. Но, сняв Юрия Яковлева вместо Никулина, заявил, что все произошло, как нужно было, потому что Юрий Никулин не сыграл бы так, как Юрий Васильевич.
Все интерьеры многоквартирного дома были одной большой декорацией, а палаты Ивана Грозного снимали в Ростовском кремле.
Концовку фразы Жоржа Милославского «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе… Если, конечно, они у вас есть» Леонид Куравлев придумал во время съемок.
На ручке, которую Жорж подарил шведскому послу, была изображена обнаженная женщина, но крупные планы все вырезали, так как в советском кино подобные вещи были недопустимы.