1. Снова к вопросу о том, почему глобальное потепление выгодно для России, хотя и опасно для моего родного Петербурга, расположенного на побережье Финского залива. Израильское издание Haaretz выпустило статью под характерным названием «Изменение климата может сделать Россию великой снова» (да, в Земле Обетованной таки очень много фанатов президента Трампа). Итак, вот что сулят нам современные иудейские пророки:
Золотой шанс для России погребён под ледяными шапками, которые теперь тают. <…>
…как сказал в мае госсекретарь США Майк Помпео, «устойчивое снижение площади морских льдов открывает новые пути и новые возможности для торговли. Потенциально это может резко, до 20 дней, уменьшить время, необходимое для путешествия между Азией и Западом. Арктические морские коридоры могут стать Суэцким и Панамским каналами 21 века». <…>
Главными бенефициарами выступят страны с портами на Северном и Балтийском море – в особенности, Россия.
В одном из исследований рассмотрели экстремальный сценарий – арктические морские пути начинают работать круглый год. Предсказывается, тогда около двух третей всего торгового грузопотока, который сейчас идёт через Суэцкий канал, будут перенаправлены на новые маршруты доставки. В любом случае, таяние арктических айсбергов будет постепенно открывать коммерческие маршруты от северных берегов России к Восточной Азии, что серьёзнейшим образом скажется на глобальной торговле. Легко вообразить себе, что значительная доля китайского экспорта в Европу пойдёт через Россию. Кроме того, это облегчит для России транспортировку собственных товаров и даст преимущество перед западными конкурентами. <…>
Помимо новых торговых путей, которые могут открыться, Россия также получит прибыль от глобального потепления и другим способом: через повышение пригодности земли для сельского хозяйства.
Согласно выпущенному в прошлом году докладу Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН [ФАО], к 2050 году сельхозпроизводство в Западной Европе должно снизиться на 2.9%, а в Индии – на 2.6% по сравнению с современным уровнем. В то же самое время, подъём температуры должен привести к росту агропродукции в России на 0.9%. <…>
По всей видимости, с более чем 1,2 миллионами квадратных километров пахотных земель, Россия действительно должна стать «аграрной сверхдержавой».
Приятно, что израильтяне не забывают нас и желают нам всего хорошего в этом быстро меняющемся мире. А вот в ФАО, Россию, похоже, не особенно любят, раз предсказывают нам всего лишь 0,9% роста сельского хозяйства за 30 лет.
2. Если россияне смотрят на процессы потепления с робкой, хотя и осторожной, надеждой, то для жителей ЕС, напротив, это стало главным экзистенциальным страхом:
https://t.me/orda_mordora/2668
Европейцы боятся изменения климата больше, чем безработицу, финансовые и политические кризисы, и даже террористические атаки. Опрос был проведен Европейским инвестиционным банком среди тридцати тысяч респондентов по всему ЕС.
Примечательно, что чем богаче страна, тем выше процент переживающих. Традиционное большинство считает, что проблему создал человек и в состоянии её остановить. При этом изменения климата влияют на повседневную жизнь, – внимание!, – 82% участников опроса.
Почему европейцы так боятся? Если во Франции будет так же тепло, как в современной Испании, а в Великобритании – как теперь на юге Франции, то разве от этого жизнь не станет лучше? Конечно, понадобится какое-то время на привыкание, но ведь и потепление происходит не одномоментно.
Что касается угрозы поднятия уровня моря и затопления прибрежных территорий, то Нидерланды накопили огромный опыт борьбы с этой проблемой. Возвращаясь к вопросу о затоплении Петербурга: город был построен Петром I по образцу Амстердама, и в случае чего, полагаю, мы просто снова используем голландские методы.
3. В крупных корпорациях, как не устают напоминать фанаты советской экономики, составляются свои производственные планы. Довольно часто эти планы выполняются и даже перевыполняются:
http://www.atomic-energy.ru/news/2019/11/18/99162
По данным Дирекции Северного морского пути (СМП) Госкорпорации «Росатом», по состоянию на 15 ноября объем перевозок грузов в акватории СМП превысил 26 млн тонн. В соответствии с паспортом Федерального проекта «Северный морской путь» этот показатель должен быть достигнут до конца 2019 года.
Пока это по-прежнему сравнительно немного, лишь 2,5% от грузопотока через Суэцкий канал, который составляет более 1 миллиарда тонн:
Но глобальное потепление продолжает теплеть, новые ледоколы активно колют лёд, а инфраструктура для обслуживания судов потихоньку строится. Задача увеличения трафика по СМП до 80 миллионов тонн к 2025 году выглядят вполне реальной.