Найти тему
Плёнки и винил

«Солярис» расшифрованный: раскрываем смыслы главного шедевра отечественной кинофантастики сцена за сценой-10

Оглавление

Разбираемся в символике «Соляриса» Андрея Тарковского. В предыдущих частях (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9) мы дошли до момента, когда Крис отправил двойника своей жены Хари на ракете в космос. После этого его посещает Снаут и объясняет, что «гости» – это, по всей видимости, тот язык, с помощью которого Океан пытается общаться с людьми. Кроме этого, он обозначает очень важную для поэтики картины тему ностальгии, приклеивая к вентилятору полоски бумаги, по ночам изображающие шелест листьев на ветру. Той же ночью к нему является вторая Хари.

1. «Иди сюда»

По первым же фразам общения можно понять, что Крис меняется. Он говорит новой Хари: «Иди сюда». Это совпадает с самыми первыми словами, прозвучавшими в фильме. Только обращены они были к Крису и сказаны отцом, но он тогда предпочёл сделать вид, что не услышал или не понял их, чем режиссёр обозначил обстановку взаимонепонимания и отсутствия контактов между родными людьми. Теперь Крис решает сам пойти на контакт. Хари движется от света иллюминатора к темноте, в которой находится Крис. Она отмечает: «Так темно». В метафорическом плане она как совесть озаряет тёмную душу Криса.

«Что есть Солярис? – задаёт вопрос Наталья Бондарчук, и сама отвечает: – Это жизнь после жизни. У каждого из нас будет такая встреча. Совесть, которую невозможно и нельзя погасить здесь, на земном плане, никакими молитвами замолить свой грех. Уйдём, каждый получит своего гостя – то, перед чем он собственно виноват».

2. Вторая накидка

В следующей сцене Крис берёт накидку, оставленную предыдущей Хари, и выходит в коридор с явным намерением спрятать или уничтожить её. Здесь он пытается вести себя по-прежнему: механически устраняя то, что тяготит совесть. Но в этот момент Хари прорывается к нему сквозь закрытую металлическую дверь каюты. Как мы понимаем, этот вариант Хари отличается от предыдущей: она не даёт Крису забыть о своём стыде, всегда идёт за ним.

И, кстати, когда она прорывается сквозь дверь, лица Криса озаряет свет. Так что эта Хари всегда оказывается связанной со светом и выводит Криса из его темноты.
И, кстати, когда она прорывается сквозь дверь, лица Криса озаряет свет. Так что эта Хари всегда оказывается связанной со светом и выводит Криса из его темноты.

3. Регенерация

Крису это наверняка всё напоминает ситуацию с его настоящей, земной Хари: он оставил её одну и пытался утешать себя, что всё будет нормально, но для неё это закончилось уколом яда. Окровавленный двойник Хари должен вызвать у него воспоминания обо всём том, что он так долго старательно забывал. Но чудо, которое ему дарит Солярис, заключается ещё и в том, что на этот раз он может всё исправить. Хари быстро приходит в себя. Её эмоции, удивление от собственных способностей означают начало её очеловечивания. На данном этапе своего бытия она ближе всего к ребёнку с её привязанностью «старшему» Крису, слезами и любопытством ко всему окружающему.

-3

Но теперь ей предстоит встреча с представителями рационального мышления, учёными. Об этом поговорим в следующий раз.

Читайте также другие части:

Часть 1. О вырезанных титрах, музыке и первых кадрах

Часть 2. Сад, лошадь и невымытые руки

Часть 3. О дожде, обстановке в доме и недоеденных яблоках

Часть 4. О фильме в фильме и гигантском ребёнке

Часть 5. О лошадях и истине

Часть 6. О городе и костре

Часть 7. Об одиночестве и развязанных шнурках

Часть 8. О станции и её обитателях

Часть 9. О первой Хари