Найти в Дзене
Generalissimus

Танковая мощь современной России. Часть 3-ья. Основной боевой танк Т-64.

В прошлой статье рассматривались боевые характеристики танков средних танков Т-55 и Т-62, которые уже сняты с производства и вооружения, но до сих пор находятся на хранении ВС ФР.

Сегодня речь пойдёт ещё об одном танке – Т-64, который давно снят с производства и вооружения, также находясь в резерве. Однако в случае необходимости герой нашего рассказа, безусловно, займёт своё место в боевом строю рядом с более современными и новейшими своими собратьями.

В самом конце декабря 1966 года на вооружение Советской армии был принят танк Т-64. Эта боевая машина по многим своим параметрам являлась новаторской. Т-64 стал первой советской бронированной машиной, к которой в полной мере применим термин основной боевой танк.

Т-64 воплотил в себе концепцию многоцелевой бронемашины, сочетавшей высокую огневую мощь и защищённость тяжёлого танка и подвижностью среднего. В конструкции Т-64 впервые в мире были применены комбинированное многослойное бронирование и автоматический механизм заряжания орудия.

Поскольку заряжание орудия теперь происходило при помощи автоматики, экипаж танка сократился до трёх человек, поскольку отпала надобность в заряжающем. Гидроэлектромеханический механизм заряжания заметно повысил темп стрельбы орудия – до 10 выст/мин.

Новейшая по тем временам комбинированная броня впервые в мировой практике танкостроения позволила достигнуть невиданного прежде показателя уровня броневой защиты танка.

Лобовая проекция башни Т-64 выдерживала попадание снарядов имевших бронепробитие в 450 мм (по другим данным – даже 500 мм). Толщина броневых листов лобовой проекции корпуса оставалась неуязвимой для бронебойных подкалиберных снарядов, имеющих бронепробитие до 333 мм, а для кумулятивных снарядов – с бронепробитием до 377 мм.

Первоначально на первых серийных Т-64 устанавливалась 115-мм гладкоствольная пушка 2А21 Д-68. Однако пробивная мощь орудия в свете стремительно набиравшей обороты гонки вооружения очень скоро оказалась не достаточной.

Основной боевой танк Т-64.
Основной боевой танк Т-64.

В 1969 году в серийное производство был запущен танк, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 2А26 (начиная с 1980 года – 2А46-1). Данная модификация танка получила индекс Т-64А.

Помимо орудия Т-64А (по мере поэтапной модернизации) получил усиленное бронирование, бортовые резинотканевые противокумулятивные экраны, систему защиты от напалма «Сода», систему запуска дымовых гранат 902Б «Туча», теплозащитный кожух для орудия. Точность стрельбы орудия обеспечивал двухплоскостной стабилизатор с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости 2Э28М2.

Т-64А (обр. 1969 года).
Т-64А (обр. 1969 года).

Основные ТТХ Т-64А (по состоянию на 1980 год) были следующими: боевая масса – 38,5 т; экипаж – 3 человека; вооружение – танковая гладкоствольная пушка 2А46-1 калибром 125 мм, а также 7,62-мм пулемёт ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемёт НСВТ; мощность двигателя – 700 л.с.; скорость по шоссе – 40-50 (максимальная 60,5) км/ч; запас хода по шоссе – 600 км.

Габаритные размеры: длина (с пушкой вперёд) – 9,225 м; ширина – 3,415 м; высота (по крыше башни) – 2,17 м. Бронирование: тип брони – противоснарядная комбинированная многослойная; лоб корпуса – 185 мм; лоб башни – 330 мм; борт корпуса – 80 мм. Преодолеваемые препятствия: подъём – 30 градусов; высота стенки – 80 см; ширина рва – 2,85 м; глубина брода – 1,8 (с ОПВТ – 5 м).

Т-64Б.
Т-64Б.

Т-64 модернизировался более десятка раз. Наиболее оптимальной модификацией стал танк Т-64 БВ (образца 1985 года). Обновлённый танк получил комплекс управляемого вооружения 9М112 «Кобра» и новую систему управления огнём – СУО 1А33-1.

В эту систему входили новейшие лазерный прицел дальномер 1Г42, баллистический вычислитель с датчиками входной информации 1В517, стабилизатор 2Э26М,блок разрешения выстрела 1Г43.

Кроме того, Т-64 БВ оснастили системой защиты от напалма, системой пуска дымовых гранат 902Б «Туча», сплошными бортовыми экранами, усиленное на 30 мм бронирование верхней лобовой детали.

Т-64БВ приобрёл навесную динамическую защиту из 179 металлических контейнеров (80 из них устанавливались на башне, а 99 – на корпусе). Боевая масса танка возросла до 42,4 тонны.

Т-64БВ.
Т-64БВ.

После всех модернизаций и оптимизаций толщина брони башни Т-64 (на завершающем этапе серийного выпуска) приобрела достойные показатели стойкости. Лобовая проекция башни выдерживала попадание бронебойного подкалиберного снаряда, имевшего пробитие до 400 мм, а кумулятивного снаряда, имевшего глубину поражения до 450 мм.

Для эффективного противостояния с основными боевыми танками потенциальных противников данных показателей бронирования Т-64 (по состоянию на 1985-89 гг.) хватало вполне.

Однако на пороге 2020 года приходится с сожалением признать, что бронирование даже самых надёжно защищенных модификаций Т-64 является явно недостаточным при современных реалиях стремительного развития танкового и противотанкового вооружения.

В тоже время бронепробиваемость кумулятивного снаряда 125-мм гладкоствольной пушки Т-64 не превышает 450 мм. Этот показатель на день сегодняшний также однозначно является неудовлетворительным особенно в сравнении с показателями бронирования современных и новейших основных боевых танков.

Источником постоянных претензий, нареканий, жёсткой критики и рекламаций со стороны воинских частей, в которых эксплуатировались различные модификации Т-64 был пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой двигатель 5ТДФ.

Этот двигатель оказался излишне чувствительным к перепадам температур, запылению и загрязнению, которые не мешали штатной работе двигателей Т-62 и Т-72, которые серийно выпускались в тот же самый период, что и Т-64.

Ещё одной «Ахиллесовой пятой» Т-64 была ходовая часть, которая в ходе интенсивной эксплуатации танка оказалась весьма ненадёжной и подверженной частым поломкам.

Т-64БМ.
Т-64БМ.

Несмотря на более чем полувековой срок службы различных модификаций Т-64, даже теперь весьма затруднительно реально оценить боевой потенциал танка. Дело в том, что Т-64 на экспорт не поставлялись, а потому вплоть до июня 1992 года непосредственно в боевых действиях не участвовали.

Т-64БВ в ограниченном количестве применялись во время вооруженного конфликта в Приднестровье (лето 1992 года). С весны 2014 года и по сей день в боевых действиях на Востоке Украины (Донецкая и Луганская области) обеими сторонами используются различные модификации Т-64.

Анализируя небогатую и весьма противоречивую информацию, касающуюся непосредственного участия в боях Т-64, необходимо отметить, что данный танк уверено поражается артиллерией и РПГ, принятых на вооружение ещё в эпоху существования СССР.

Если верить данным доклада А. Артюшенко – директора ГК «Укроборонпром», то почти 75 % потерь украинских Т-64 произошло в результате поражения танков «обычными миномётными минами и осколочно-фугасными артиллерийскими снарядами» при их попадании в крышу башни или корму корпуса.

Что касается современной российской армии, то в настоящее время основной боевой танк Т-64 с вооружения снят. По состоянию на конец 2017 года на хранении ВС РФ находилось порядка 2000 танков Т-64 (модификации Т-64А, Т-64Б и Т-64БВ).

-6

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал и оставил свои комментарии! Если Вам понравилась статья и Вы интересуетесь данной тематикой, а также всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

Все статьи цикла «Танковая мощь современной России» можно прочесть здесь:

Часть 1-ая. Количество и качество.

Часть 2-ая. "Заслуженные ветераны" - средние танки Т-55 и Т-62.

Часть 3-ья. Основной боевой танк Т-64.

Часть 4-ая. Основной боевой танк Т-72.

Часть 5-ая. Основной боевой танк Т-80.

Часть 6-ая. Основной боевой танк Т-90.

Часть 7-ая. Основной боевой танк Т-90А.

Часть 8-ья. Основной боевой танк Т-90М.

Часть 9-ая. Перспективный основной боевой танк Т-14 "Армата".