Взято из трактата «Хань Фэй-цзы», где изложены взгляды одного из крупнейших теоретиков легистской школы — Хань Фэя (ум. в 233 г. до н. э.). Он был ярым сторонником создания централизованного государства и укрепления власти правителя. Хань Фэй и его сторонники выступали против конфуцианских правил этикета и моральных догм, которые сковывали людей и защищали привилегии старой знати. Большое значение имела выдвинутая Хань Фэем теория поступательного, прогрессивного развития общества.
В глубокой древности людей было мало, а диких зверей — множество, и люди не могли одолеть диких зверей и гадов. Но появился совершенномудрый; соединив куски дерева, он построил жилища, подобные гнездам, чтобы можно было избежать опасностей; и народ обрадовался ему и поставил его править Поднебесной, дав ему имя Создавший Гнезда.
Народ питался дикими плодами, кореньями, улитками и моллюсками, они источали ужасное зловоние и вредили желудку, отчего народ много болел. Но появился совершенномудрый; трением кусков дерева один о другой, он добыл огонь; и народ обрадовался ему и поставил его править Поднебесной, дав ему имя Добывший Огонь Трением.
В более поздние времена, когда в Поднебесной случилось большое наводнение, Гунь и Юй провели каналы для воды. В недавнем прошлом, когда Цзе и Чжоу творили жестокости и производили смуты, Тан и У ходили на них походами. Если бы в эпоху Ся-хоу-ши кто-нибудь строил бы гнезда из дерева и добывал огонь трением, то это непременно рассмешило бы Гуня и Юя; если бы в эпохи Инь и Чжоу кто-нибудь проводил каналы для воды, то это непременно рассмешило бы Тана и У. А над теми, кто ныне восхваляет пути Яо, Шуня, Тана и Юя как образец для нынешнего времени, непременно рассмеются новые совершенномудрые.
Поэтому совершенномудрый не нуждается в том, чтобы следовать древности, не подражает установившимся нормам, а разбирается в современных обстоятельствах и действует в соответствии с ними.
В Сун был земледелец, на поле которого торчал пень. Заяц бежал, наткнулся на пень, сломал себе шею и околел. Тогда земледелец забросил свою соху и стал ожидать у пня, надеясь снова добыть зайца. Но снова добыть зайца оказалось невозможно, и сам он стал посмешищем в Сун. Те, которые ныне желают методами древних правителей управлять современным народом, занимаются таким же «ожиданием у пня».
В древности мужчины не пахали, а для пропитания хватало диких трав и древесных плодов: женщины не ткали, а для одежды хватало звериных шкур. Усилий они не прилагали, а для жизни им хватало; народ был малочисленным, а запасов было в избытке. Поэтому в народе не было борьбы. Потому-то и не было щедрых наград, не применялось строгих наказании, а народ управлялся сам собой.
Ныне же иметь пять детей не считается слишком много, а у каждого из них имеется еще по пять детей; дед еще не умер, а имеет двадцать пять внуков. Потому-то народ такой многочисленный и испытывает недостаток в припасах, трудится изо всех сил, а пропитания на всех не хватает. Поэтому в народе идет борьба. И, даже удвоив награды и ужесточив наказания, не избежишь смут.
Когда Яо правил Поднебесной, он не обрезал траву на крыше дома и не обтесывал бревна, строя дом; питался он грубым зерном, похлебку варил из диких трав, зимой носил шубу из оленьей шкуры, летом — платье из конопли; ныне одежда и пища даже у привратника не такие бедные.
Когда Юй правил Поднебесной, он сам шагал впереди своего народа с сохой и заступом, бедра у него были тощими, на голенях не было ни волоска, ныне даже труд раба не такой горестный. Отсюда ясно, что тот, кто в древности уступал другому свое положение сына неба, тот на самом деле отказывался от одежды и пищи привратника и избавлялся от трудов раба. Поэтому передать Поднебесную другому не считалось чем-то выдающимся.
Ныне же, когда умирает уездный начальник, то его потомки в нескольких поколениях продолжают разъезжать в экипажах, потому люди и ценят этот пост. Поэтому в своих уступках люди легко отказывались от положения сына неба в древности, но с трудом уйдут с поста уездного начальника сейчас, ибо бедность и богатство — это не одно и то же.
Те, которые живут в горах и достают воду в долинах, дарят друг другу воду по праздникам; те, которые живут у болота и страдают от воды, нанимают работников и проводят отводные каналы.
Также и весной в голодный год не накормят и младшего брата, а осенью в урожайный год непременно угостят и случайного гостя. Это не потому, что пренебрегают своими родными и любят заезжих гостей, а потому, что изобилие и скудость — это не одно и то же.
Поэтому если в древности легко отказывались от имущества, то это не от человеколюбия, а оттого, что имущества было много. Ныне же хватают друг у друга не из-за жадности, а оттого, что имущества мало. Легко отказывались от положения сына неба не из благородства, а оттого, что положение это было незавидным; ныне же отчаянно борются за клочки негодной земли не от низости, а оттого, что власть чиновников велика.
Поэтому совершенномудрый осуществляет управление, принимая во внимание обилие и нехватку в имуществах, разбираясь в недостатке или полноте власти. Поэтому, когда его наказания незначительны, это не является милосердием, а когда его кары строги, это не является жестокостью. Он просто действует в соответствии с существующими нравами. Поэтому его деятельность исходит из задач времени, а его средства соответствуют задачам деятельности.