После окончания учебы в Киеве для дальнейшего прохождения службы я был направлен на должность заместителя командира отдельного дивизиона по вооружению вновь формируемой зенитно-ракетной бригады.
Бригаде предстояло укомплектоваться до установленных штатов, пройти переучивание на комплекс «Круг» в учебном центре города Оренбург, затем убыть на полигон, для получения новенькой (только что с завода) техники и провести там сначала стыковочные, а затем и зачетно-проверочные боевые стрельбы. После чего, бригада должна была заступить на боевое дежурство в Туркестанском военном округе, но ходили упорные слухи, что ее могут отправить и на Кубу.
И вот зимой, закончив переучивание, мы выехали на государственный полигон Эмба, который находится в Казахстане чуть севернее космодрома Байконур. Надо сказать, что казахская зима довольно сурова. Днем стояли морозы около 35 градусов, сопровождаемые сильными ветрами, а по ночам температуры опускались еще ниже.
Поселили нашу бригаду в 4-х этажной, одиноко стоявшей в поле казарме, которая плохо отапливалась и в которой не было воды, а посему не работали и туалеты. За «удобствами» надо было ходить в туалеты на улице. Но мы были люди военные и на судьбу не жаловались.
Поступающая с заводов техника сосредотачивалась в полевом парке и охранялась караулом. На часовых поверх шинели надевали длиннополые овечьи тулупы, а на лицо – теплые шерстяные маски «балаклавы». В таком виде часовые стояли на посту по одному часу, но они все равно за это время успевали превратиться в «сосульки».
После получения техники, начали «стыковку» всех элементов комплекса. На заключительном этапе «стыковки» проводилась стрельба боевыми ракетами. Ракет дали много, надо было произвести пуск с каждой пусковой установкам, а их в бригаде 27 штук. Кроме того, дали еще несколько ракет для стрельбы в научных целях: чего-то там исследовали и проверяли конструкторы и производители комплекса.
Наконец настало время и зачетно-проверочных стрельб. По ним оценивалась боеготовность бригады. Во время таких стрельб в каждой боевой машине находился представитель государственной приемной комиссии, от которого на «прямую» зависела оценка соответствующего боевого расчета. Это были очень «нужные» люди. Естественно, мы стремились «задобрить» таких проверяющих и накрывали для них хорошие «поляны».
Надо сказать, что все стрельбы проводятся в строгом соответствии с Правилами стрельбы зенитно-ракетного комплекса. Эти Правила заучиваются наизусть и какие-либо отступления от них не допускаются. Перед выполнением боевых пусков стреляющий офицерский состав обязательно сдавал зачеты на знание этих Правил и получившие «неуд» к стрельбе не допускались.
Так, наведение ракеты осуществляется по одному из двух методов: «три точки» или «половинное спрямление». Конкретный метод наведения устанавливается перед пуском ракеты щелчком специального переключателя в станции наведения ракет в зависимости от высоты полета цели. В Правилах стрельбы была статья, которая красными буквами категорически запрещала изменять метод наведения ракеты после ее пуска, даже если цель поменяла высоту своего полета. Считалось, что при этом обязательно произойдет срыв наведения ракеты.
И вот, во время зачетной боевой стрельбы одной из батарей нашего дивизиона, которой командовал Петр Степанцев (фамилия изменена), произошел такой случай.
Петя очень ответственно относился к «полянам» и продолжал «угощать» своего проверяющего из государственной комиссии прямо в станции наведения ракет непосредственно перед пуском ракеты. Как бывает в таких случаях, команда на пуск ракеты поступила в самый неподходящий момент, поэтому Петя немного растерялся и нажал кнопку «Пуск», забыв установить нужный метод наведения ракеты. Ракета уже взлетела и была на стадии наведения и по Правилам стрельбы устанавливать или менять в это время метод наведения категорически запрещалось. Однако Петя со словам «… мать» щелкнул переключателем и установил требуемый метод наведения.
Поняв свой «промах» Петя внутренне уже приготовился к «большой трёпке», но ко всеобщему удивлению, ракета благополучно поразила цель. Петин проверяющий из состава государственной комиссии, со словами «не может быть» побежал докладывать об этом разработчикам комплекса. Те заинтересовались и для проверки выделили нашему дивизиону еще одну мишень и две ракеты. Петина и еще одна батарея произвели повторные пуски и на этапе наведения ракеты комбаты несколько раз пощелкали переключателем выбора метода наведения. И опять обе ракеты попали в цель.
После этого в Правилах стрельбы убрали статью, запрещающую на этапе наведения ракеты изменять ее метод наведения. Кроме этого, через какое-то время в журнале «Вестник ПВО» появилась большая статья, в которой Петя был представлен, как большой специалист-новатор, который только спит и видит, как бы улучшить параметры нашего легендарного комплекса.
Другие истории из жизни бывалого зампотеха читайте на моем канале
Например, что бывает, если починять ракету картоном.
Или как ездить на армейском киселе
Или как смотаться заграницу и этого не заметить
Подписывайтесь и ставьте лайки