Опасная экологическая ситуация на Кавказских Минеральных Водах назрела давно, но очевидно, что ставропольский губернатор Владимиров с ней не справляется. Ошибочные управленческие решения - результат репутационного кризиса на Ставрополье
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, с одной стороны, позиционирует себя как последовательного защитника природы, гордится своими отношениями с министром природных ресурсов РФ Дмитрием Кобылкиным, строит ветряные электростанции, проводит заседания в Госсовете по чистой воде, по его инициативе Ставрополье решено сделать платформой для реализации нацпроекта «Экология».
Но на деле губернатор Ставрополья, издалека увидев толстый кошелек инвестора, забывает про все свои экологические начинания, не вспоминает о том, что в крае есть Кавказские Минеральные Воды - особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации, с утвержденными правительством Российской Федерации округами санитарной и горно-санитарной охраны, с четко регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования.
Победа на выборах – не лицензия на убийство природы!
Но об этом забыли, похоже, сразу, как только губернатор региона Владимир Владимиров решил избираться на второй срок (год). Потому что буквально через несколько дней (после чего?) своим постановлением губернатор изменил границы Бештаугорского заказника. Цель изъятия более 200 гектаров лесных массивов из охранных земель только одна - построить здесь элитную базу отдыха «Велнесс-парк Минеральные Воды», которую собирались строить китайцы. Все бы ничего, но есть маленькая проблемка - такое решение нарушает все федеральные законы. Но видимо кому то законы писаны именно для того чтобы их нарушать ...
Это уже потом экологические активисты Пятигорска пытались обратить внимание общественности на то что нарушено все что можно нарушить и дружно боролись за гору Горячую, на которой работала тяжелая техника, разрушая близко лежащие к поверхности земли водоносные пласты, а это вообще уголовное преступление.
В Пятигорске еще помнят, с какой лихой напористостью власти города на протяжении многих лет через суды пытались стереть с карты границы зон горно-санитарной охраны. Это развязало бы руки многим застройщикам. Тогда непривычное единодушие проявили все властные структуры – от Росимущества до Росприроднадзора, которые отстаивали свою позицию в суде и отстояли.
Только закончились в Пятигорске скандалы, связанные с варварским «благоустройством» парка «Цветник», строительством выставочного комплекса на Горячей горе и уничтожением Нагорного парка, как полпред президента Александр Матовников выступил (когда?) с новой антиэкологической инициативой – благоустроить гору Машук, провести на гору, внутри которой идет формированием минеральной воды, канализацию, газ и вообще построить мини-городок для одноименного молодежного форума, а также парк, чем-то напоминающий столичное «Зарядье», забетонировать на вершине Машука четыре смотровые площадки, Поляну Песен. А ведь гора Машук - это первая санитарная зона, где вообще строить ничего нельзя!
Точечные недовольства граждан просачиваются в социальные сети из Кисловодска, где без всяких объяснений рубят деревья под новые стройки, а в Ессентуках обнаруживается частная собственность земельных участков(?) на территории Курортного парка.
Почем кусок курортного пирога?
Настоящую консолидацию граждан против губернаторских решений вызвало постановление краевого правительства (когда?) по изъятию около земли из Бештаугорского заказника. Но что-то пошло не так. Неожиданно прокуратура Ставропольского края признала, что постановление правительства региона об исключении 200 гектаров из заказника «Бештаугорский» противоречит Федеральному закону.
Непродуманные управленческие решения привели к тому, что в Ставропольский краевой суд подан коллективный административный иск о признании незаконным постановления краевого правительства об изъятии земель Бештаугорского заказника. Иск подписали 130 человек - кавминводские экологи и активисты, которые считают будущее строительство нового туристического объекта на заповедной территории противоречащим российскому природоохранному законодательству, а вывод земельного участка из границ Бештаугорского заказника незаконным. Печальный опыт неправедных судебных решений на Кавминводах уже был.
В 2005-м году распоряжением краевого правительства и актом выбора земельного участка, утвержденным администрацией КМВ, лесные земли городских лесов Пятигорска (Машукского лесничества, Бештаугорского лесхоза) площадью 37,3 га в 1-й и 2-й зонах горно-санитарной охраны переведены в нелесные земли.
Тогда же краевое министерство природных ресурсов эти же земли на склоне Машука исключило из границ памятника природы краевого значения «гора-лакколит Машук». А суд в отсутствие истцов признал законными перевод Машукских лесных земель нелесные, и постановление главы администрации города Пятигорска о продаже горы в собственность ООО «Кавминэкоцентр» законным.
Сегодня на проданном участке на горе вырос коттеджный поселок таунхаусов (хорошо бы указать стоимость) «Лесная гармония», и все прекрасно понимают, что Машук со своими статусами не подлежит ни продаже, ни застройке (в соответствии со ст. 58 и 59 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды»). Однако оспорить данное решение в настоящее время не представляется возможным из-за истечения сроков давности(!?). Поэтому вопрос сохранности Пятигорского курорта и его основополагающей - Машука - сегодня зависит от политической воли федеральных и краевых властей.
Одни из них равнодушно взирают на исчезающие под натиском человеческого фактора природные богатства, другие всеми доступными способами эту застройку заповедных зон продвигают.
Ударим судебным иском по беззаконию!
Личный опыт подсказывает местным экологам и юристам – подобные судебные процесс в нашем крае без внимания общественности оставлять нельзя. И коллективный иск против к правительству края подали активисты из разных городов КМВ(!?). Судя по всему, Ставрополье в очередной раз может позорно прославиться. Такого количества административных истцов в одном иске за всю четырехлетнюю историю КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) еще не было по всей России. Подписали его 130 человек. В суде местных активистов представляют сразу двое юристов – Георгий Легкобитов и Михаил Горшков.
Рассматривает иск судья Ставропольского краевого суда Наталья Задорнева. Все заявленные местными активистами ходатайства о приобщении документов, в которых утвержден особый правовой статус Кавминвод, очерчены границы эколого-курортного региона, она удовлетворила. Процесс продолжается.
Но из всего этого видно, что структуры, призванные развивать курорты (ОАО КРСК – Корпорация развития Северного Кавказа, МинКавказа, ОАО Кавминкурортресурсы, Полпредство Президента РФ в СКФО, наконец), на эти самые курорты давно забили и вместе с губернатором Ставропольского края Владимировым хотят превратить Кавминводы в обычный промышленный регион с экологическими проблемами. Если бы все было по-другому, краевое правительство не приняло бы решение о строительстве в центре Кавминвод нитроцеллюлозного завода, смертельно опасного для курорта и его населения.
Если с производством удобрений и наличием уранового «хвостохранилища» жители Кавказских Минеральных Вод как-то смирились, понимая, что от работы этого предприятия в городе зависит вся коммуналка, то появившаяся не так давно информация о планируемом в ближайшие годы строительстве в Лермонтове химически и взрывоопасного производства нитроцеллюлозы заставила их всерьез задуматься не только о собственной безопасности, но и о дальнейшей судьбе единственного в России эколого-курортного региона.
С ума там посходили?
О планах краевого правительства по строительству завода по производству нитроцеллюлозы сообщили с месяц назад в интернет-СМИ «Акцент». Инвестор, московское ООО «Химинвест», созданное всего год назад, пришел в край с уже готовым проектом. Сегодня этот проект можно увидеть на официальном сайте организации. Инвесторы спешат со строительством, введение нового завода в эксплуатацию запланировали на второй квартал 2021 года. Инвесторы уверяют сегодня местных жителей в полной безопасности будущего завода.
Инициатива строительства химзавода по производству нитроцеллюлозы была одобрена на заседании краевого Координационного совета по развитию инвестиционной деятельности конкуренции 16 октября. Инициатору проекта, компании "Химинвест" было предоставлено без проведения торгов три земельных участка общей площадью 21,5 гектара со сроком аренды на 10 лет.
Планы краевого правительства о строительстве в центре курортного региона в городе Лермонтове завода по изготовлению нитроцеллюлозы вызвали волну протеста среди местных жителей. Местные активисты распространили в социальных сетях сразу несколько видеороликов, по которым понятна вся опасность задуманного строительства не только для жителей Лермонтова, но и всего курортного региона.
Во всех городах Кавминвод и в Ставрополе начался сбор подписей против химзавода, запустили петицию ChangOrg по сбору подписей, написали несколько заявок на проведение митингов в городах Лермонтове и Пятигорске. Завод может поставить под вопрос курортный статус Кавминвод, считают не только экологи, но и наиболее ответственные жители региона. Запланированное место строительства находится в розе ветров, воздушные массы откуда в считанные минуты распространяются в сторону близлежащих курортных городов: Ессентуков, Железноводска и Пятигорска.
Что будет с курортными городами в случае, если легковоспламеняющаяся нитроцеллюлоза вдруг взорвется? На Кавминводах последствия от ЧП могут быть непоправимыми, ведь всего в пятиста метрах от предполагаемого завода находится урановое хвостохранилище, оставшееся здесь еще со времен работы уранового рудника. Эти вопросы задавали лермонтовские активисты всем краевым начальникам, которые приезжали на встречи с жителями мятежного города Лермонтова – от представителя губернатора в этом регионе Константина Шишманиди, краевого министра природных ресурсов Андрея Хлопянова, до заместителя начальника департамента Росприроднадзора по СКФО Натальи Ярмолич.
Тушат пламя народного недовольства
После первой же встречи с возмущенными жителями Лермонтова поплатился своей должностью за хамское отношение с населением К.Шишманиди. Министр природных ресурсов расписался в собственном неведении – мол, проект строительства завода к нему не поступал, поэтому он пока ничего сделать не может, но обещает, что без заключения государственной экологической экспертизы ничего строиться не будет.
А Наталья Ярмолич авторитетом у жителей Лермонтова не пользуется давно. Ярмолич – жительница этого города, и в недавнем прошлом возглавляла здесь избирательную комиссию, из-за подтасовок которой в 2012-м году разразился крупный политический скандал, закончившийся голодовкой, отменой выборов и дальнейшей отставкой губернатора Гаевского.
Встреча краевых начальников с местными жителями – это лишь попытки властей сбавить накал страстей, считает один из местных активистов житель Лермонтова Михаил Горшков. «Они хотят затушить пламя народного недовольства, но это у них не очень хорошо получается. И никто из активистов себя не тешит надеждой, что экспертизу этот завод не пройдет по одной простой причине — мы живем в российской действительности и прекрасно понимаем, как все у нас в стране делается. Если не будет шума вокруг завода, он появится. Когда что-то делается без общественного резонанса, все спокойно проходит. И если бы Лермонтов не восстал против завода, все документы были бы уже в крае утверждены», - заявил Михаил Горшков.
События, развернувшиеся в Лермонтове, заставили обратить внимание на город. Протест набирал силу, инвестор, видимо, понял, что упираться в намеченном строительстве и дальше смысла нет.
«После встречи с горожанами руководства “Химинвеста” было принято решение построить завод по производству нитроцеллюлозы в другом регионе России. Компания пошла навстречу жителям, которые не захотели реализации этого проекта в городе Лермонтове. В настоящее время изучаются предложения из других регионов России для реализации проекта», — уточнили в пресс-службе компании-инвестора.
Но решения о строительстве опасного завода губернатор Владимиров не отменил. И с разъяснениями действий краевого правительства в регионе Кавминвод по этому и другим вопросам сохранения экологии в курортном регионе не выступил.
«И Владимир Владимирович сориентирует»
Пока общественность обсуждает новость об отказе от строительства, жители Лермонтова не слишком-то верят в заверения инвесторов, а сам вопрос о строительстве опасного химического производства перешел в политическую плоскость.
Против строительства высказались руководители Пятигорского отделения КПРФ, пришлось губернатору выслушать доводы против строительства от краевого «политбюро» «Единой России».
И губернатору пришлось-таки заявить на заседании Президиума регионального отделения партии «Единая Россия» об отказе «Химинвеста» от строительства в Лермонтове. «Было принято решение – рекомендовать инвестору перенести площадку строительства завода по производству нитроцеллюлозы из города Лермонтова на другую территорию. Теперь предстоит большая работа, чтобы не потерять этот важный для края инвестпроект. Постараюсь договориться с инвестором», прокомментировал данное решение на своей страничке в Инстаграм Владимир Владимиров.
А в это время наперебой посыпались предложения о размещении завода в других регионах края – промышленных Буденновске, Невинномысске и даже в соседнем с Лермонтовым Предгорном районе.
Во время пресс-конференции в Москве в МИА «Россия сегодня» губернатор Владимиров на вопрос о строительстве опасного завода в Лермонтове как-то неуклюже перевел стрелки на президента: «Если люди решат, если им такой завод не нужен, то я не буду против. И Владимир Владимирович (Путин) сориентирует, что против людей никто не пойдет. Против завода может сказать экологическая экспертиза, мы ее еще не подготовили. Против может сказать людское мнение».
Не успел Владимиров «отбиться» от журналистских вопросов по Лермонтовскому заводу, как в СМИ появились новые поводы для возмущения его политикой на КМВ – о реконструкции старого мусоросжигательного завода, работающего уже 33 года в самом центре Кавказских минеральных вод в городе-курорте Пятигорске.
«То, что завод будет строиться на Ставрополье, вопрос решен, осталось понять, где взять 4 миллиарда на строительство»,- сообщил на пресс-конференции глава региона Владимир Владимиров.
Топка для бюджетных рублей
На самом деле Пятигорский мусоросжигательный завод (ПТЭК) убыточный и дотационный, ежегодно из краевого бюджета на содержание ПТЭК выделяется около 40 млн. рублей. Из трех котлов на нем работает в настоящее время всего один. Завод работает в Пятигорске уже 33 года. ПТЭК планировали закрыть к концу 2011 года. Мало того, что завод уже давно технологически устарел, своим существованием он противоречит концепции курортной и туристической привлекательности экологически чистого курортного региона Кавказских Минеральных Вод. Километровая зона санитарной защиты, положенная по современным нормативам для такого предприятия, плотно застроена производствами, базами и складами с постоянным пребыванием персонала. Фактически санитарно-защитной зоны (СЗЗ) у завода нет. Без нее работать такому предприятию никак нельзя. Но Ставрополье год за годом заявляет неустанно то о строительстве нового мусоросжигательного завода на месте старого, то о немыслимых реконструкциях. Вот и сейчас губернатор Владимиров с новым энтузиазмом заговорил о реконструкции. Он отметил, что новый мусоросжигающий завод будет точно построен на территории действующего завода в районе КМВ.
«Мы будем его реконструировать. Но я не хочу, чтобы сложилось впечатление, что этот вопрос решен»,- сказал Владимиров.
В существующей территориальной схеме сбора и переработки мусора заложен ремонт котлов и турбин на 218 млн р. И ни слова, то есть, ни копейки - о системе очистки газов, фильтрах, вредном воздействии на окружающую среду..
В Московской области, где сейчас активизированы протесты мусоросжигательным заводам, построены и стоят новые современные заводы стоимостью под 30 млрд, рублей. И даже их критикует экспертное сообщество.
«А у нас, выходит 33- летний завод в Пятигорске, в центре региона КМВ - и самый чистый?» - возмущается в социальных сетях кавминводский эколог Артур Михайлов.
«Давайте еще рядом АЭС построим»
Сжигание очень дорогой процесс, за копейки проблема не решится, все , что декларируется по ПТЭКу, не обосновано ничем – продолжают говорить местные экологические активисты.
«Всемирный курорт КМВ и любое мусорное производство в его центре несовместимы. Отдыхающие, жители Кавминвод и другие обитатели курортов заслуживают лучшей участи»,- считает бывший житель Пятигорска пенсионер и эколог из Санкт-Петербурга Александр Цеховой.
Но власти Ставрополья, несмотря на объявили во всеуслышанье, что ищут деньги для строительства мусоросжигательного завода. Изначально строительство завода планировалось за счет увеличения наценки на мусор для бизнеса, сообщил губернатор. Но сейчас ищут другой источник финансирования. «Возможно это будет утилизационный сбор. Потому что строительство мусоросжигающего завода — дорогое удовольствие — до 4 миллиардов рублей. Такого увеличения тарифа никто не выдержит», — отметил Владимиров.
Появление в информационном поле только планов о строительстве этих двух объектов в сердце особо охраняемого курорта (федерального значения!) уже привело к массовому негодованию жителей.
Но по иронии судьбы именно в эти дни, 27 ноября в Москве под председательством Губернатора Ставрополья Владимира Владимирова состоялось заседание рабочей группы Госсовета РФ по направлению нацпроекта «Экология и природные ресурсы».
Высокая протестная активность населения, готового и не боящегося встать против решений краевой власти в защиту экологии и будущего своих детей говорит только об одном - никакого лимита доверия к губернатору Владимирову на Ставрополье нет, и это несмотря на недавно прошедшие выборы на которых он получил почти 80 процентов голосов(!?). Кавказские минеральные воды с их уникальными природными ресурсами и курорным потенциалом оказались Владимирову явно «не по уму». И вопрос об управлении регионом Кавминвод надо опять выносить в повестку дня.
Известный на Ставрополье эколог Владимир Супруненко так говорит о промышленной экспансии в курортном регионе: «Ни о каких заводах даже воспоминаний не должно быть, а не то что строительства. Мы здесь, на курортах, нацию оздоравливаем. В какую больную голову могла прийти идея об этом строительстве? Давайте еще рядом АЭС построим, еще один мусоросжигательный завод, еще несколько индустриальных кластеров. Это ползучая промышленная экспансия. Ни один курорт по всем мире за 200 лет не изменился, только у нас происходят постоянные и не самые приятные изменения.
Можно до бесконечности бороться то с одним нарушением экологии на курорте, то с другим. И не на каждую проблему сыщется достаточное количество активистов. Вопрос сохранения курортов надо решать системно. Здесь просто необходимо совершенно иное управление курортами. Необходим государственный подход. Управление курортами - это не задача муниципальной или краевой власти, во главе которой стоят в лучшем случае временщики».
Елена Суслова