Найти тему
Клуб историков КЛИО

Н.К.Крупская. О работе среди женщин

Сборник статей. Москва-Ленинград, ГИЗ, 1926.

Над «каждой кухаркой», которая якобы может «управлять государством», не издевался только ленивый. Хотя уже много раз и давным-давно образованные люди указывали, что цитата некорректная, что Ленин так не говорил, (вернее, говорил, да не так) - все равно, нет-нет да всплывет: конечно, государство, которым управляют кухарки (ну, или кухаркины дети), обречено на провал. 

В нынешнем информационном поле полно таких некорректных цитат, из которых следуют столь же некорректные выводы. Уж лучше обратиться к первоисточнику, самому почитать и посмотреть, какое именно государство и как именно собирались организовать большевики. И подумать – что сбылось, что не сбылось, и почему не сбылось. 

Татьяна Кравченко

Отрывок из книги:

(…) Вначале социал-демократы вели чисто кружковую пропаганду, потом в 90-х годах поставили себе целью втянуть в движение широкие массы рабочих и для этого перешли к непосредственной агитации  за устранение тех или иных вопиющих зол фабрично-заводской жизни. На требованиях кипятку или вентиляции сплачивались массы пассивных до тех пор рабочих; шаг за шагом помогали социал-демократы рабочим массам организовать свою экономическую борьбу.  Далее они на фактах этой экономической борьбы показали, за кого стоит царское правительство, чью руку моет. Связь между экономической и политической борьбой становилась для рабочих каждый день яснее. Результаты такого подхода к серым массам оказались блестящими. РКП всегда пользуется в своей агитации таким приемом.

(…) Женщина рада бы отдаться радостям материнства, но она знает, что ей не поднять ребенка, что, рождая его, она обрекает его на голод, холод, беспризорность. «Сама еле перебиваюсь».

Всякий раз, когда я думаю, как тяжело отражаются ненормальные общественные условия на женщине, передо мной встает воспоминание детства. Жили мы около Углича на фабрике. Была там кухарка Пелагея. Толстая, жизнерадостная, она поражала своим добродушием. С ней жила ее племянница, сиротка Лизутка, моя подружка, которую она кормила, обувала, одевала. К нам, детям, она относилась очень ласково. И вот, через несколько лет, при мне, подростке, рассказали, что у Пелагеи был незаконный ребенок, что она бросила его в отхожее место и пошла на каторгу. Поистине ужасны социальные условия, заставляющее добродушнейшее существо идти на убийство. Отдача детей в воспитательный дом, хозяйке фабрики ангелов, хотя и не наказывалось каторгой, но являлось по существу замаскированным детоубийством. 

(…) как помочь матери, гнущейся под тяжестью деторождения, вскармливания и воспитания? Ответ ясен – надо, чтобы государство взяло на себя не только охрану материнства и младенчества, не только бы заботилось о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать. 

Это облегчило бы женщине до чрезвычайности ее положение, поставило бы ее на деле в равные условия с мужчиной. 

Загрузить книгу в pdf формате можно по ссылке

Ещё больше интересных публикаций, книг и видеоматериалов найдете на сайте Клуба историков (КЛИО). Подписывайтесь на наш канал и вступайте в группы в социальных сетях!
А ещё мы для вас сделали радио. ЗДЕСЬ.