Найти тему

Маленький камушек в сапоге завоевателя

Битва под Красным
Битва под Красным

Маленький «камушек» в сапоге завоевателя.

Начав завоевательный поход в Россию, Наполеон жаждал разгромить русскую армию в генеральном сражении, но она искусно отходила, ломая планы французов. В августе 1812 года под Смоленском Наполеон мог выполнить свой замысел по разгрому русской армии , заперев ее в Смоленске и затем разгромить. Но помешал небольшой отряд (7000 человек) под командованием генерала Неверовского , который задержал на сутки три корпуса французской армии . Несмотря на частые стычки с численно превосходящим неприятелем (7 тысяч у Неверовского против 15 тысяч у французов), его дивизия ранее не воевавшая , отразила около 40 кавалерийских атак, отступала (12 вёрст в течение 5 часов) в величайшем порядке (потеряв только 7 орудий) и успела настолько задержать неприятеля, что русские войска свободно смогли прикрыть Московскую дорогу. Что же помогло необстрелянной дивизии Неверовского так удачно противостоять закаленным и опытным бойцам ведомым маршалами Мюратом и Неем ?

Генерал-лейтенант Неверовский организовал грамотное отступление дивизии под непрерывными атаками французов. Построенная Неверовским в два каре пехота, не обратившаяся в бегство, держалась стойко и медленно отступала. Вот как сам Неверовский описывает ход сражения в своих реляциях князю Багратиону: «…пехота осталась без кавалерии и артиллерии, окруженная многочисленною неприятельскою конницей и поражаемая картечными выстрелами, но, невзирая на силу неприятеля, ни на опасности, она ружейным огнем и штыками прокладывала себе дорогу». «…русские (отступавшие) всякий раз внезапно поворачивались к нам лицом и отбрасывали нас ружейным огнем», – вспоминает один из французских участников боя.

Неверовский, держа строй, отходил к Смоленску. Мюрат постоянно бросал в атаку свежие силы, но пробить каре так и не удалось. Из-за особенностей местности ( лесопосадки и овраги ) французы не смогли в полной мере использовать артиллерию, а силами одной лишь кавалерии они не смогли добиться успеха.

По разным оценкам, в тот день 27-я пехотная дивизия Неверовского выдержала от 16 до 40 атак французской конницы и пехоты и потеряла всего около 1500 человек

Во многом это героическое отступление небольшой дивизии, сумевшей задержать целую армию, было плодом не только полководческого таланта Неверовского, но и последовательной подготовки им своих войск к большому сражению. Как пишет историк Е.В. Тарле, «у Неверовского была такая манера обучения солдат: он перед боем сам водил их посмотреть позицию и растолковывал смысл происходящего». Солдаты понимали, что и зачем они делают, поэтому сражались с большей отдачей, полностью полагаясь на своего командира.

Командование и современники оценили по достоинству подвиг генерала Неверовского и его дивизии. Многие офицеры были награждены различными орденами и памятными знаками, сам Неверовский получил орден Святого Георгия 3 степени . Багратион писал императору, что «примера такой храбрости ни в какой армии показать нельзя», а П.Х. Грабе заключил: «День 2-го августа принадлежит Неверовскому. Он внес его в историю». Бой под Красным произвел большое впечатление и на противников Неверовского: граф Сегюр назвал отход русских «отступлением льва», а Мюрат говорил, что «никогда не видел большего мужества со стороны неприятеля».

Из таких «камушков» и ковалась победа над завоевателями.