Так рассказывал о своем детстве Мартин Лютер: религиозный революционер.
Вряд ли рабочий медных рудников в Айслебене Ганс Лютер предполагал, что в 1483 году его супруга Маргарита произведёт на белый свет малютку, который спустя годы перевернёт весь религиозный мир. Он лишь обрадовался тому, что вскоре подрастёт у него помощник, и стал воспитывать сына, названного Мартином, как и полагалось в то время.
А полагалось учить детей трудолюбию, почтительному отношению к старшим и жуткой экономии во всём. По рассказам современников, Ганс заставлял детей и жену ходить в лес за хворостом зимой вместо того, чтобы приобретать дрова у соседей. И это притом, что Лютер уже нажил небольшое состояние и считался зажиточным бюргером.
Но перед этим мальчика отправили в школу, однако выдавали ему столь скудное содержание, что он вынужден был зарабатывать на еду, по сути, попрошайничеством. Мартин хотел было уже и сам отправиться на рудники, но веру в людей ему подарила некая богатая дама. Ей стало жаль маленького попрошайку, и она привела его к себе домой, накормила и оставила ночевать. Мартин решил, что это знак свыше — не стоит бросать учёбу — и с удвоенной силой взялся за науки. Он даже поступил на философский факультет, который успешно окончил и стал преподавать в университете.
Тем не менее отец настаивал на юридическом образовании, сам же Мартин был поглощён религиозной литературой. И вот однажды он в страшную грозу оказался посреди улицы. Молодой человек настолько испугался, что стал просить святых о помощи:
«Помоги, святая Анна! Если я выживу, то уйду в монастырь».
И в этот момент молния ударила рядом с ним, но вреда не причинила. Восприняв это как знамение, несмотря на протесты родителей, Мартин Лютер оставил университет и ушёл в монастырь.
Там он помимо молитв проводил время в работе, а потом принял монашеский постриг с именем Августин. При этом Мартин продолжал учиться и вскоре получил звание профессора теологии.
Однако монастырская жизнь стала вызывать у Лютера сомнения: он задумывается о правильности курса церкви, её постулатов и деятельности церковников. Своего апогея эти сомнения достигают после принятия папой Львом Х буллы об индульгенциях, суть которой, если говорить простыми словами, заключалась в том, чтобы за деньги откупаться от грехов. Нагрешил — купил индульгенцию — очистился.
Лютер посчитал это богохульством и выпустил знаменитые 95 тезисов, где объяснил свою позицию. Он говорил о том, что в Библии нет даже намёка на то, что прощение можно купить, обличал корыстолюбивых церковников и вообще отвергал священников как класс.
Папа хотел с Лютером договориться, однако тот не шёл ни на какие уступки, и тогда Лев Х отлучил его от церкви. Но реформатора это не остановило — он публично сжёг документ об анафеме и отправился в народ со своими проповедями.
Дело Лютера рассматривал лично император Карл V, потребовавший от еретика отречения от его слов, однако Лютер в ответ произнёс самую знаменитую свою речь:
«Поскольку Ваше величество и вы, государи, желаете услышать простой ответ, я отвечу прямо и просто. Если я не буду убеждён свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума, — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. На сем стою и не могу иначе. Бог да поможет мне. Аминь».
Слова Лютера были просты и понятны многим, а недовольство церковью назревало уже давно. Так начался церковный раскол, приведший в результате к появлению нового течения в христианстве — протестантизма.
Кстати, ко всему прочему Мартин был категорически против священнического безбрачия. Бывший монах, он женился на такой же бывшей монашке, родившей Лютеру шестерых детей. Другие деятели Реформации — Цвингли и Кальвин — не одобрили этого, а Эразм Роттердамский пошутил:
«Лютеранская трагедия переходит в комедию, и всякие смуты кончаются свадьбой».