Найти тему
Андрей Зинченко

Глава 16 Индивидуальная работа

Глава 16 Индивидуальная работа

Это важно. Нет нужды — это доказывать мастерам, опытным спортсменам, бойцам. И все же!

Индивидуальная работа. Что сперва? Дневник! Это не формальное отражение, что было на тренировке. Это планирование, что ты будешь делать сегодня, завтра, на целую неделю… С годами у меня совместилось что я запланировал на работе, что еще должен сделать, И ПЛАН ТРЕНИРОВКИ! Дневник пишут такие великие мастера такие как Евгений Борисович Галицын: « Мои бывшие школьники времен работы в ФМШ 30 в период запрета каратэ и начала его возрождения....Нынче все они - солидные, состоявшиеся люди, не забывающие (временами))) своего старого учителя...». ВСЕ КТО ДОБИЛСЯ, ПИСАЛИ(ПИШУТ)ДНЕВНИК!

Даже то, что я уже полтора года, лишен возможности ходить в спортзал, проводить спарринги, как важную составляющую, в любом «Боевом Искусстве», я должен уделить время на «бой с тенью», а потом проанализировав понять на что обратить внимание, что уже стало плохо получаться, а что уже надо исправлять…

«Бой с тенью», - это же бокс! И бокс тоже. Термин весьма образный, удачный, отражающий суть того что делаешь. Не важно какое боевое искусство практикуешь, важна Ваша РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ИМПРОВИЗАЦИЮ. ЕСТЬ ПОТРЕБНОСТЬ, - ЗНАЧИТ РЕАЛИЗУЕМ! Важно, по-разному проводить бой с тенью, улучшая твои боевые навыки. Выполняемый с правильными целями в голове, «бой с тенью», улучшает технику, работу ног, скорость, ритм, силу, мощь, выносливость, нападение, защиту... Потом, после серии повторений, можно отключить мозги, и повторить это еще, несколько раз!

Можно использовать, - мгновенный отзыв из зеркала, камеры, тренера. Сейчас, многие снимают на веб камеру, а тренер наблюдает за этим, потом выговаривает свое фи. Это правильно. В данном случае, на первом месте критика, если нет тренера, то самокритичность. Главное, твое воображение. Создать реалистичный образ, как реальный бой, даже сейчас, иногда ловлю себя, что этот воображаемый противник, двигается также, как и я бы двигался, с очень большой предсказуемостью для себя. Это стараться не делать! Бой с реальным противником, это тяжелей, он непредсказуем, вынуждает тебя меняться и реагировать на лету.

Ошибка первая. Часто видел молодых ребят в зале, делающих на подходе один-два удара ногой по груше, а потом серию из трех ударов. Это опасное заблуждение. Опытный боец, особенно боксер, разрывает дистанцию, выжидая, когда «стандартная» двойка или тройка ударов пройдет, а потом, мгновенно сократив дистанцию, наносит свои сокрушающие удары в «неразумную тыковку». К слову, большинство боксеров, уделяют достаточно времени бою с тенью. Серия из пятнадцати, двадцати ударов, реально, в драке «додавит» противника. Проверено!

Ошибка вторая. Бой зажатый в стойках, типовых предсказуемых перемещениях, в медленном ритме. Смотришь, еще немного и боец заснет. Да! Ты не должен уставать, когда ты проводишь «бой с тенью»! Но реальная драка — это всегда, максимальная скорость перемещения и ритм ударов. А отдыха в драке не будет, разве после нокдауна на земле.

Может добрая половина бойцов зря учат стойки? Может запретить карате как вредное времяпрепровождение? Я не буду столь категоричным, еще будет дискуссия, о пользе занятий карате, и не раз.

С годами выработался алгоритм. Перед тем, как начать бой с тенью, я исполняю несколько раз стандартные «Ката» из карате, чтобы настроить дыхание. Потом можно и хорошую скорость, мгновенная концентрация силы в движении при ударе и расслабление. Главный фокус боя с тенью – привыкнуть к правильным движениям. Ничего больше!

Ошибка третья. Часто новички, войдя в зал бегут к груше или мешку чтобы ударить. Но прежде сначала надо все проделать это в бою с тенью. Рукам надо привыкнуть двигаться. Есть много ребят со слабыми мышцами -сгибателями, потому что они привыкли к ударам по мешку каждый день. Фокус в том, что мешок «пружинит» руку назад, и мышцы «на реверс» не тренируются. А потом, когда они дерутся с живым противником, руки устают очень быстро, после каждого промаха.

Ошибка четвертая. нехватка «спокойствия» у бойца! Это результат малого времени бою с тенью. Бойца, который делает «бой с тенью» постоянно, сразу видно. Уверенность в движениях и ударах, буддто это привычка. А на сколько ты мастер? Статистика! Опытный боец тратит в сумме по пол часа на «бой с тенью». У профессиональных боксеров, на это уходит час и более, ежедневно. Выводы делайте сами. Честно? Вот я все правильно пишу. Но! У меня, уже как два года, выходит от пятнадцати до тридцати минут на «бой с тенью». Может лень? Не хватает стимулов? Вот он один из, пусть и субъективных критериев, собственной оценки мастерства. Думаю, и мне есть над чем поработать.

Помните! «Бой с тенью», никогда не заменит работы с напарником, и тем более спарринг. Но это не значит, что этой индивидуальной работой, или в паре с тренером, то что привычно стало называться «бой с тенью» можно пренебречь.

«Бой с тенью», - устойчивый сложившийся образ в сознании людей. Это боксер ведущий поединок с воображаемым противником. В России Свой Путь у Воинских Искусств, без преувеличения сказано. Дружба и сотрудничество советских боксеров и мастеров «Боевых искусств» Востока в России традиционна. Обмен методиками всегда шел плодотворно. Дружба Алексея Штурмина, Анатолия Харлампиева, и мастера спорта по боксу, Тадеуша Касьянова, не единичный случай. Талантливые мастера не зашторены только в своем направлении. 1983 год, Дмитрий К., - чемпион по боксу, по Московской области. На досуге изучает руководства по Кунг -Фу, Карате – До. Интересует техника ударов ногами и не только. По книжкам не научишься, появляются новые друзья, происходит обмен навыков между бойцами. А мастер спорта по боксу Александр В., командир 2 штурмового отделения спецподразделения? Ну тут все понятно. Бойцам помимо бокса, надо знать много того, с чем можно реально столкнуться на задании.

Поэтому, пусть никого не удивляет, присутствие термина «Бой с тенью», в различных школах, различных единоборств. В этой главе, нет ничего нового, для опытных мастеров, ветеранов карате, …

Это как наставление для нашей смены, молодых бойцов и учеников. Подмечено! Девчонки всегда исполняют «ката», гораздо лучше, чем ребята. «Просто любо дорого посмотреть!» Это в их природе заложено. Почти все девчонки, дома одев кимоно, перед зеркалом движения оттачивают, чтобы красиво было. Сами рассказывали… Но! Цель у бойца, «… не красоваться перед всеми в зале, выбрасывая так много ударов, сколько можешь, и дергая головой взад-вперед. «Эта ужасная цель, из-за нее ты устаешь в течение 5 минут. Что очень плохо, если ты устаешь, нанося удары по воздуху», - нравоучение нашего известного боксера.

Составляющая вашей индивидуальной работы является дневник тренировок. Может быть что оценки в этом дневнике будете ставить себе сами, с долей самокритичности. Может это поможет вашим наставникам. Но помните! Начав писать дневник, вы начали писать свою «летопись» познания Пути воина. Это не важно, в Буши-до, или Путь воина в «Русском стиле». Часто талантливые ребята в зале «опускают руки». Это беда, талантливые часто бывают ленивы. Столкнувшись с трудностями, «не получается», ребята уходят из зала. Опытный мастер вызывает к себе в тренерскую и показывает дневники тренировок ребят которые уже достигли. Это наглядно действовало. Поверьте!

Что писать в дневнике? Есть разные варианты. Есть разумный шаблон тренировки. Ставим цели и задачи. Пример?

Разминка – Сегодня обратить внимание! Движения головой, размять шейный отдел, расслабить плечи. Дыши глубоко. Встряхивая конечностями снять напряжение, привести эмоции в норму. «ТЫ НА ТРЕНИРОВКЕ и ничего больше тебя не волнует»! Вспомнить намеченные цели, а не только разогреться. Тебе нужно привести свое тело в движение. (Вспотеть, при этом нормально). Это надо записывать? Многие просто забывают это делать, если нет еще выработанного индивидуального алгоритма собственной тренировки. А далее расписан план тренировки. Можно за основу взять то, что видел в зале, посоветовавшись предварительно с учителем, с учетом того стиля или школы, которую изучаешь. Не надо стесняться писать все это.

«Худшая вещь, которую ты можешь сделать для улучшения техники – это пытаться работать над всем сразу и в одно время», - в свое время сказал тренер. Дневник тренировок поможет разобраться, спланировать нагрузку даже у опытных бойцов. Не смейтесь! Но это так.

Многие практикующие «Русский стиль», не будем называть фамилии, не ведут дневники, к счастью не все, а ведь всякое молодое направление в боевых искусствах, требует накопление опыта, с последующим анализом, того что сделано. Не делают еще одну составляющую индивидуальной работы, - «бой с тенью». Надеюсь все будет в порядке. Главное, проявить бойцовскую выдержку, иметь силы признавать ошибки и исправлять их.

Дать сравнительную характеристику разминок, проводимых в залах где практикуются известные стили, направления школ «Боевых искусств» может было бы и правильно. Но вот что важно. Годы идут. В двадцать лет вы еще полные сил, впереди много тайн которые нужно познать или прочувствовать. В тридцать, - зрелый боец. В сорок, - приходит опыт. В пятьдесят, знаешь кажется все, но к этому времени, есть ряд ограничений. Эти ограничения, многих сильно огорчают. Уже не те удары ногами в прыжке, бережешь связки колена, да и интенсивность боя, уже не как в тридцать лет. Многие, осознав это, бросают заниматься именно в этот период.

Для каждого возрастного периода, весьма условного и индивидуального для каждого из нас своя разминка. Универсальной системы нет! Есть периоды нашей жизни, в которых мы эффективно используем ту или иную технику, набор приемов, бросков, ударов, отражающую наше физическое состояние здоровья на данный конкретный временной период жизни.

Я предлагаю разобрать разминку, проводимую перед каждым занятием направления Айки Кай, АйкиДо. С точки зрения врача, она может выполняться как совсем юными бойцами, которым едва семь лет, так и теми, кому уже за семьдесят! Может выполняться, всеми членами семьи, как утренняя гимнастика. А почему нет? Лень? Важно убедить! Полностью согласен с утверждением профессора Китайской медицины Пака, что болезни суставов и опорно-двигательной системы, укорачивают нашу жизнь, в среднем, на 10-15 лет! Спросите! Любой думающий, оперирующий на суставах травматолог, скажет, что это так! «Что не упражняется, то отмирает», - утверждение русского физиолога Сеченова. Жить хотят все! Понятно?

Варианты в Ютубе? Но как-то все засекретили. Словно Гостайна! Столько красивых слов, а конкретика? Более двадцати школ и стилей проводят аналогичные разминки. Вы вправе вносить свои дополнения. Боевые искусства, это не застывшая догма. Опишу и разъясню.

Седзей! Сидя на коленках, закройте глаза. Немного наклонив голову, приведите шею в физиологическое состояние. Ходить и сидеть, вытянув вперед шею, это путь к заболеваниям. Выпрямите позвоночник, представив, что через вашу макушку, по позвоночнику проходит прямой лучик из космоса в Недра Земные. Нравится медитировать, медитируйте. Главное расслабиться, расслабить тело и мысли. Не тревожит работа, дети в школе, жена с проблемами…. Тем более то что сейчас вы будете делать на тренировке. Зачем позвоночник прямой, а голова слегка наклонена вниз? Вы приводите свою «систему равновесия» в норму. Это понятно?!

Глаза открываются. Поклон «Шолмени Рей»! «Атагани Рей»! Будет правильным если поставите фотографию своих прабабушек и прадедушек. Думаю, что никто, из вас, не будет сомневаться в том, что они заслуживают уважения, хотя бы за то, что дали жизнь Вашим родителям. Мы должны брать и учиться всему лучшему и эффективному, при этом оставаться самими собой! В каждой уважающей японской семье есть Шолмен, - алтарь, посвященный предкам. Я ничего не имею против японцев. Но зачем, мы, должны кланяться, каждый раз, их дедушкам и бабушкам, к которым отношения никакого не имеем…

Теперь в седзей делаем движения головой влево-вправо, круговые движения головой, вверх-вниз. Теперь несильно сжав кулак, «обстукивайте» плечо и руку противоположной руки, грудную клетку поочередно. Левая рука, правая рука. Теперь ноги. Зачем «обстукивать»? Это еще и для того, чтобы Вы определяли, на сколько, ваша сила воли, смогла расслабить ваше тело, перед тренировкой. Не получилось? Значит, еще и еще, десятки, может и сотни раз, пока не получиться. Получилось? Контролируем.

В седзей, вращательные движения влево-вправо туловищем, руки как плети расслаблены описывают полукруг.

Я вынужден вставлять «образы», для лучшего понимания движений. Для того, чтобы можно было прочувствовать совершаемые движения. Если вы, в этом, видите какую-то мистику, - пожалуйста. Нравится, пусть будет мистика. На самом деле это физиология. Хороший боец, он и актер. А хорошие актеры, живут ролью. Опытные тренеры, наставники, всегда дают какой-то образ – подсказку, для раскрытия движения или броска. Так устроена наша психика.

Встали, ладони сложены вместе у «Хара», словно у вас, в ладонях, зажата от ветра маленькая свечка. Лёгкие расслабленные движения. Вы непринужденно подпрыгиваете на месте. Не надо прыгать высоко. Это будет следующим этапом, ничего общего с Айки До, но как сегмент другого эффективного направления. Теперь вы делаете, не размыкая ладони, чтобы «огонек в ваших ладонях не погас», круговые движения вокруг себя, словно пытаетесь максимально осветить, этим огоньком, все пространство вокруг себя. Попробуйте поиграться, изобразить, но при этом позволительно тянуть мышцы и связки, не позволительно напрягаться.

Встали в стойку, в карате, подобная стойка, носит название «Зенгутзу Дачи». Работаем со своим центром тяжести, перемещая его вперед-назад, меняя опорную ногу. При этом дыхательная гимнастика! Обычно словосочетание, которое громко выкрикивается на выдохе, но это не «КииАй» как в карате. «Саа..», корпус подался вперед, передняя нога опорная. «Рии..» Выдох диафрагмой и перенос веса тела на заднюю ногу. «Саа Рии», раз двадцать, минимум, меняем правостороннюю стойку на левостороннюю, - «Ооо Рии».

А дальше «Шаги»! В Айки До, равно как и во многих других эффективных стилях ступня описывает полукруг при шаге. Тело расслаблено, руки как плети. Все ваше внимание направлено, - «чертить» эти полукруги, не касаясь ступней пола, вышагивая под счет. Теперь внимание на ваш центр тяжести! Перемещаетесь не вы! Перемещается Ваш центр тяжести. Только после того, как прочувствовали что движетесь правильно, уверено, ваш центр тяжести при шаге «Не прыгает вверх-вниз, влево вправо, а плывет в одной горизонтальной плоскости, включаем движения руками. В Айки До много что есть из Кен до. Включаем «Шолме Учи», - прямой удар, но в Айки До можно выполнять как ребром руки сверху вниз «Из-за головы», ребром ладони по средней вертикальной линии, вниз до уровня пупка, с резким выдохом, так и с бокеном. Также и боковой, - «Йокомен учи». И контроль! Хорошо, когда за тобой наблюдает учитель. Хорошо, когда в зале есть зеркала. Хорошо, когда вы, свои ощущения, от того что происходило, не поленились, записали все, в свой дневник тренировок! Нет контроля, - эффективность тренировки и разминки падает. Помните об этом.

На этом пока прервусь. С годами пришел к выводу, - очень важна индивидуальная работа, и над собой, над своим мастерством. Одна из важной составляющей нашего здоровья, является разминка. В Айки До, разминка заканчивается выполнением страховки передней и задней, которая отличается от той, что в Самбо и Дзю До. Страховка под правую руку пятьдесят раз, под левую пятьдесят. Потом все тоже, но назад. В сумме, упасть надо, при разминке, двести раз! Считаю, что в следующей главе, стоит внимание уделить «шагам», причем, сравнить как это делается в разных стилях. Зачем это все? Думаю, читая все это, у вас есть желание, стать хорошим воином. А значит продолжение...