Найти тему
Канал ФКИ

Российский ракетоноситель «Ангара». Про этот проект.

Доброго времени суток. Статья о крупном постсоветском космическом проекте – линейке ракетоносителей «Ангара».

История проектирования и создания «Ангары», практически ровесник новейшей истории нашей страны. После падения Советского Союза, космодром «Байконур» оказался вне пределов Российской Федерации, на территории суверенной и независимой республики Казахстан. РФ и РК договорились о долгосрочной аренде и совместном использовании. Однако, так или иначе, возможность запуска ракетоноситлей тяжелого и среднего класса на своей территории у России отсутствовала.

Концепция линейки собственных ракетоносителей, которые бы производились полностью в РФ и запускались с ее территории, началась уже в 1992 году.

В 1995 году вышло Постановление Правительства РФ, в котором утверждался стратегический план и график работ по «Ангаре». В связи с нелегкой экономической ситуацией, реальные работы начались лишь через десяток лет, в середине нулевых.

Проект представляет собой универсальные ракетные модули (УРМ), на которые устанавливаются двигатели. В зависимости от задач и целей конкретной ракеты, на них устанавливается разное число УРМ. Всего было запланировано четыре класса ракет:

- ракетоносители легкого класса «Ангара 1.1» и «Ангара 1.2»

- ракетоносители среднего класса «Ангара А3»

- тяжёлые ракетоносители «Ангара А5»

- перспективная ракета сверхтяжелого класса.

Я не буду здесь расписывать все те проблемы, что возникли у космической промышленности РФ, неоднократные переносы сроков и увеличения стоимости. Это все было, и пытливый читатель может сам найти в сети.

Первый пуск ракетоносителя «Ангара 1.2» состоялся 9 июля 2014 года с космодрома Плесецк. Там, в Плесецке, расположен единственный стартовый стол для легкой «Ангары». Там же находится и стартовый стол для ракетоносителя «Ангара А5». Его первый испытательный запуск был произведен в конце того же 2014 года. Строительство стартового стола для тяжелой версии «Ангара А5» еще ведется на космодроме «Восточный», его окончание запланировано на 2022 год.

Гладко было на бумаге. В 2015 году заявлено о создании ракетоносителя «Феникс» («Союз – 5»), с 2018 года носит название «Иртыш». Разработка этой ракеты включена в Федеральную космическую программу.

Как заявил весной этого года ген. директор Рокосмоса Дмитрий Рогозин (по материалам агентства ТАСС):

Ракету среднего класса "Ангара-А3" не будут создавать, поскольку разрабатывается аналогичный ей по грузоподъемности носитель "Союз-5"

Кстати, в ноябре 2018 года, тот же Рогозин рассказывал, что Союз-5 будет разработан в двух вариантах, пилотируемом для запуска людей в космос и для коммерческих запусков. Таким образом, приказала «долго жить» и программа многоразового корабля «Федерация» для запуска ракетоносителями «Ангара». Вернее, «Федерацию» будут адаптировать под «Союз-5».

У некоторых экспертов вызывает скепсис и сомнения преимущества тяжелой «Ангары А5» перед советскими «Протонами». Однозначно, что «Ангара» более экологичная ракета, чем «Протон», двигатель которого работает на более токсичном топливе.

До последнего времени, запуски «Ангары» были дороже, чем «Протона». Хотя ответственные лица заявляют, что при массовом выпуске первых, они будут дешевле. В любом случае, коммерческие запуски у россиян практически полностью отобрали американцы из SpaseX. Хотя тут история тоже далеко не однозначная, пахнущая не только коммерцией, но и протекционистской политикой. Ясно одно, в настоящее время российская космонавтика ориентируется только на внутренний спрос. При отсутствии интереса «Роскосмоса» (пилотируемой космонавтики) и иностранных коммерческих заказчиков, у «Ангары А5» остается одна ниша – мин. обороны. Пока, только военные видятся основными «потребителями» легких и тяжелых ракетоносителей этой линейки.

Некоторое время назад, общественность вновь забурлила в связи с очередным сдвигом вправо, сроков ввода в эксплуатацию серийных ракет «Ангара А5».

Такие вот проблемы. Несмотря на нелегкую историю разработки и введения, проект «Ангара» все же стал веховым для отечественной космической промышленности. Он позволил наладить кооперационные связи и сохранить кадры, технологии, потенциал. Не будь «Ангары», на отечественном ракетостроении можно было бы смело ставить крест.

Так или иначе, остается только пожелать нашей космической отрасли преодолеть огромные проблемы и все – таки, пусть в ограниченном варианте (легкий и тяжелый класс), запустить «Ангару»» в дело, достроить стартовый стол на Восточном.

Многочисленным злопыхателям и радостным комментаторам неудач, хочется пожелать взросления. Ну не любите вы нынешние власти (я лично тоже не голосовал за них никогда), но если придут другие люди, либералы какие-нибудь, разве космос перестанет быть нужен русским? Это только мечта американцев, а мы должны бесконечно заглядывать на успехи других?! Думаю, это и есть, та самая смердяковщина, что описал Федор Михайлович.