Найти тему
Родом-из-детства

Как родители могут помочь ребенку в работе над ИИП (индивидуальным итоговым проектом) (советы учителя-стажиста)

правильная организация  работы принесет удовольствие от  познавательной деятельности
правильная организация работы принесет удовольствие от познавательной деятельности

Сегодня я хочу обратиться в родителям девятиклассников и ребят помладше, которым подобная работа предстоит на следующий год! Нынешние 9-классники - первопроходцы фгосов. И экзаменационные тесты у них в этом году нового формата, еще и итоговый индивидуальный проект (ИИП) им защищать.

Все бы ничего, но вот только внятные рекомендации по поводу этого самого ИИП прилетели в школы многих регионов как раз на осенних каникулах. Ни летом, ни в сентябре, а только к началу 2й четверти. Считайте, минус 2 месяца работы.

Думаю, к началу декабря девятиклассникам российских школ уже дали на выбор темы для индивидуального итогового проекта, и на школьном сайте разместили школьное положение об ИИП. В нашей школе большая часть девятиклассников просто ткнула в список пальцем - что попалось, то и выбрали. Многих удивило, что готовых работ, которые можно скачать, как это делают многие современные ученики и студенты, в интернете нет. От слова - СОВСЕМ! И теперь часть подростков (а заодно и их родители) находится, мягко сказать, в ступоре - а что со всем этим делать дальше?

Далее привожу советы, которые могут помочь в подготовке проекта и избежать лишних переживаний.

Совет 1: где взять нормативные документы по ИИП?

Конкретные требования к индивидуальным проектам разрабатывает школа. Положение об индивидуальных проектах размещается на школьном сайте, его нужно скачать и распечатать. Или попросить у классного руководителя или завуча школы. Именно в этом Положении указано, как оформлять, оценивать и защищать проект.

Проверьте, есть ли данный документ у вашего ребенка?

Совет 2: выбрать тему можно по ЛЮБОМУ школьному предмету (и не важно, какие именно предметы ученик выбрал на ОГЭ)

Если подходящей темы в списке предложенных нет, ученик имеет право сформулировать собственную и передать ее для утверждения завучу школы.

Выбор тем проектов учениками фиксируется в школьном приказе. После издания такого документа уже не получится менять темы проектов, потому что "передумали".

Совет 2: определить, кто будет руководителем проекта

Руководителем проекта по умолчанию становится учитель, который эту тему заявил. Но если ученик заявляет свою тему, он может выбрать себе руководителем любого специалиста, в чьей помощи нуждается - педагога школы, преподавателя дополнительного образования, тренера, участкового врача, работника полиции и т.д.

Главное, чтобы этот специалист был в курсе, что его помощь требуется. Необходимо также обговорить условия сотрудничества. Наверняка, среди ваших знакомых найдутся люди, готовые помочь.

Совет 3: выбрать форму представления проекта (образовательный продукт)

Проект - это создание того, чего раньше не было. Ученик как бы становится творцом уникального продукта. Уже столкнулись с тем, что методисты желают получить от школьников грандиозные макеты, изобретения, научные исследования.

Проектный продукт девятиклассника будет скромнее (для грандиозных открытий существуют Академия наук!). И если от вашего ребенка требуют научное открытие - смело звоните в школу и просите уточнить этот вопрос!

Федеральный стандарт четко прописывает возможную форму проектной работы:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы (проза стихи), музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты (видеоролики, презентации).

Совет 4: изучите критерии оценивания индивидуального итогового проекта

В большинстве школ отметка за проект будет складываться из двух компонентов:

1) качество проекта (выставляется на основе рецензии руководителя и самооценки ученика) - критерии 1-3;

2) публичная защита проекта (на школьной конференции) - критерий 4.

Универсальные критерии оценивания проектов:
1. Самостоятельность приобретения знаний и решения проблем (умения: ставить проблему, выбрать способы её решения, формулировать выводы, прогнозировать, моделировать, конструировать).
2. Сформированность предметных знаний и способов действий.
3. Сформированность регулятивных действий (планирование работы, организация используемых ресурсов, рациональное их использование).
4. Сформированность коммуникативных действий (изложение материала, презентация результатов работы, аргументированность ответов).

Выставление отметки:

По каждому критерию выставляется от 1 до 3 баллов (в зависимости от того, как ученик работал: самостоятельно, с частичной помощью руководителя или только по указаниям руководителя).

-2

Совет 5: можно получить отметку за ИИП, участвуя в различных конкурсах!

Мало кто знает, что выполнение работ в городских, региональных и всероссийских конкурсах проектных и исследовательских работ засчитывается как выполнение ИИП!

Необходимо внимательно почитать Положение о конкретном конкурсе и убедиться, что там прописан соответствующий пункт. В текущем учебном году уже объявлено много исследовательских конкурсов, посвященных предстоящему 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Может быть ваш ребенок уже участвует в подобном мероприятии? Тогда он должен заявить свою тему в школе. Представляет свою работу на конкурсе - получает оценку за ИИП! Очень удобно!

В некоторых школах нашего региона уже половина девятиклассников защитилась таким образом. И не надо никого заставлять - активность старшеклассников в проектных конкурсах высока.

Когда подросток начнет искать материалы, анализировать их и отбирать подходящее, а затем оформлять все это в итоговый продукт, потребуется навык САМООЦЕНКИ. Предлагаю скачать табличку, которая поможет вашему ребенку в этой непростой работе (скачать можно ЗДЕСЬ).

В вашей школе правила могут отличаться. Но общие рекомендации одинаковы для всех школ России. Если вашим детям требуется информация об оформлении проектов, обзор и рекомендации по программам для презентации проектов - пишите в комментариях, рассказывайте, как проходит подготовка ИИП у вас.

pedsovet70@mail.ru