Иногда ловлю себя на мысли, что с каждым прожитым годом из памяти стираются некоторые воспоминания прошлого. Поэтому решил освежить их и записать на электронную бумагу. Думаю, что многим людям, родившимся и жившим в Советском Союзе, будут близки мои мысли и переживания. К тому же, в последнее время стало модным критиковать советский образ жизни и недостатки того времени. А ведь это была наша прожитая жизнь и не всё в ней было мрачно и безнадёжно!
Родной дом
Осознанные воспоминания о первой квартире, доме и дворе я могу отнести годам к пяти. Жили мы с родителями и младшим братом в пятиэтажной «хрущёвке». Дом строили хозяйственным способом. Этот метод строительства предполагал участие будущих жильцов, которые отрабатывали определённые часы на стройке, выполняя, в основном, подсобные работы. Это мы узнали намного позже от родителей. Дом стоял на косогоре. Первый подъезд наверху крыльца не имел, а каждый последующий был с всё более высоким крыльцом. После 3-го подъезда начинался цокольный этаж, который занимало местное ЖЭУ.
Нашей семье «несказанно повезло» получить квартиру на пятом этаже второго подъезда. Естественно в домах с такой этажностью лифтов не было. Нам, пацанам, было несложно бегать по этажам, а вот пожилым гражданам восхождение доставляло больших хлопот. На этаже располагались выходы 4-х квартир. Всех соседей мы хорошо знали, приветливо здоровались при встрече, бывало и в гости захаживали по праздничным поводам.
Квартира у нас была 2-х комнатная. Прихожая небольшая, с трудом помещались в ней 2 человека, влево вход в совмещённую ванную с туалетом, вправо проход на кухню (прямо) и в большую комнату (направо). Она выполняла функцию гостиной и спальни родителям. Наискосок налево располагался вход в детскую комнату, где обитали мы с братом. Из большой комнаты был выход на балкон. Метраж квартиры был небольшой, точно не знаю параметров, но мы жили отдельно, без соседей, в своём мирке.
Наш двор
Наш двор был любимой территорией для прогулок. С одной стороны он примыкал к улице, 3 другие стороны составляли жилые дома, расположенные буквой «П». Ближе к дороге располагалась огороженная бетонным забором территория детского сада. Внутри стояло 2-х этажное здание, беседки, имелось несколько песочниц и высокие тополя. В одном углу двора возвышался небольшой холмик (подземное хранилище для продуктов), который в зимнее время превращался в ледяную горку.
Нам, малым ещё детям, доставляло несказанное удовольствие и щекотало нервы путешествие по верху бетонных плит забора. На спор мы бесстрашно и уверенно карабкались наверх и, балансируя и рискуя сорваться вниз, осторожно путешествовали от столбика к столбику, подбадриваемые возгласами друзей. Иногда наше увлекательное приключение бесцеремонно прерывали сторожа детсада. Мы с визгом разбегались от них, но через некоторое время вновь седлали забор и продолжали обход.
Наши дворовые игры
Середину двора занимала хоккейная коробка. Летом она принимала любителей погонять мяч, а зимой родители заливали из шланга лёд, на котором постоянно крутились девчонки на фигурных коньках и пацаны с клюшками (на коньках и просто в валенках). Баталии были нешуточными. Огорчение доставляла поломка клюшки, которая в магазине стоила недёшево. Выходом из дефицита служили стволы выброшенных после Нового года ёлок. Вершину загибали, привязывали верёвкой и обматывали изолентой. Получалось дёшево и сердито. Можно снова бросаться в хоккейный бой.
Почему зимой мы так любили хоккей? В то время советские хоккеисты блистали на мировой арене, а уж битвы с канадскими профессионалами смотрели вместе с взрослыми, надрывая голосовые связки до хрипоты. Цветные телевизоры были большой редкостью. У нас долгое время стоял чёрно-белый ящик, сначала «Рассвет», потом чуть больше по размеру экрана – «Рекорд». Пластмассовые ручки переключения каналов ломались быстро, поэтому рядом с телевизором всегда лежали плоскогубцы. Вот поэтому большинство мальчишек были заражены хоккеем и гоняли шайбу до изнеможения и кромешной темноты. Когда нас загоняли с улицы домой, внутреннюю одежду приходилось бросать в стирку, она была пропитана потом.
Другим интересным занятием для нас на улице была постройка снежных лабиринтов. Снега за зиму выпадало много, двор периодически чистили, сгребая снег к косогору. Кучи образовывались приличные, снег постепенно утрамбовывался. В конце января – феврале мы брали свои немудрёные лопатки и с упоением копали в сугробах ходы. Получались снежные лабиринты, по которым детвора лазила, придумывая различные сюжеты для игр.
Когда на снежном косогоре собиралась небольшая компания детишек, возникали дружеские потасовки в стиле «Царь горы». Делились на 2 команды, кидали жребий или считались, одна группа взбиралась наверх и занимала оборону, другая карабкалась следом и пыталась сбросить соперников вниз. Крику и сопения было много, некоторые обижались и злились, но не было жестокости.
Сад Дзержинского
Вспоминается близлежащий парк, который именовался «Сад Дзержинского». Территория его простиралась между двумя остановками общественного транспорта в длину и почти столько же в ширину. В одной части парка находились аттракционы и парашютная вышка, среди деревьев были проложены дорожки для прогулок, стояли лавки и беседки. Деревья в саду – преимущественно берёзы.
В летнее время, когда мы немного подросли и стали счастливыми обладателями велосипедов, гоняли по дорожкам и земле между деревьями. Иногда родители водили нас на аттракционы. Мы катались на каруселях и колесе обозрения, ели вкусный пломбир, стреляли по мишеням в тире из пневматических винтовок. Зимой с удовольствием катались на санках и лыжах по горкам парка, благо перепад высот там позволял прокатиться с ветерком.
В противоположном от аттракционов углу парка располагалось здание нового детского сада с огороженной территорией. Когда мы с братом вышли из ясельного возраста этот детский сад сдали в эксплуатацию. Мама ушла из школы, где работала преподавателем начальных классов, и устроилась воспитателем в детский сад. Это позволило и нам посещать дошкольное заведение. Мы были под присмотром и контролем.
Не могу сказать, что детский сад тяготил меня или брата. Нам было интересно: много игрушек, внимание воспитателей, общение со сверстниками, общие интересы и игры, неплохая кормёжка. Детсадовский возраст запомнился как приятное и полезное время.
Немного о продуктах
Отец работал шофёром в автоколонне. Водил грузовой автомобиль ЗИЛ-157. Для тех, кто не разбирается в автомобилях, могу сказать, что это был классический военный грузовик, надёжный и выносливый, с длинным вытянутым мотором, похожим на нос. В народе его именовали «крокодилом». Высокой скоростью он не славился, но имел хорошую функцию подкачки шин, что позволяло эксплуатировать данный тип машин в условиях плохих дорог и их отсутствия. Осенью отец часто уезжал в командировки «на заготовки» - вывоз урожая и продуктов из сельской местности. Возвращался он не «с пустыми руками», привозя домой то арбузы, то картошку, то свёклу, то яблоки.
Изобилия продуктов в продуктовых магазинах в 60 – 70 годы прошлого века не было. Вот только свежий хлеб, яйца, молоко в пакетах, кефир, ряженка, масло, крупы, мука, разливной сок и газировка с сиропом были всегда. Особенно мы с братом ждали дни получки родителей, когда мама покупала шоколадное масло и конфеты, вафли и вкусное печенье. Но больше всего нам нравились мамины пироги, которые она пекла в духовке. Вкуснее продукта в то время мы не ели!
Особо хочется вспомнить, как несколько раз в неделю во двор заезжала тележка с большими флягами. Зычный голос возницы возвещал:«Молоко-о-о-о-о-о!» и вскоре из подъездов выходили с бидончиками взрослые и дети, шли к нему и получали разливное деревенское молоко, рассчитываясь звонкой монетой. Мама доверяла нам покупать продукт самостоятельно и мы с гордостью выполняли эту важную миссию. А какой вкус у корочки свежего хлеба, помазанного повидлом и запитого этим молоком?!
Летом родители отправляли нас в деревню к бабушке, как она сама говорила «на откорм». Об этом я уже писал. Мы ждали этих поездок с нетерпением, ведь там были наши деревенские друзья, свежий воздух, река и парное молоко. Подводя итог рассказа о продуктах, можно сказать, что простой народ не шиковал, деликатесами не баловался, но при этом жил нормально, питался здоровой пищей и не страдал ожирением. Перед Новым годом в магазинах проходило снижение цен и привозили мандарины. С тех пор запах мандаринов устойчиво ассоциируется с наступлением праздника.
Такие вот воспоминания из далёкого детства. А что вспоминается вам, дорогие читатели? Что в памяти не тускнеет с годами? Пишите, комментируйте, вспоминайте. Это нужно не только нам, но и поколениям в дальнейшем. Если мы не будем рассказывать о нашей жизни, советское время будут хаять все, кому не лень! Неправильно это, некрасиво, такое впечатление, что жили мы во мраке и нищете! И вспоминать о хорошем нельзя!