Ушу — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.
Определение
Ушу — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: wu («у») — «военный, боевой» и shu («шу») — «техника». В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи , гошу и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.
Другие названия
- Кун-фу (на кантонском наречии), Гунфу (на путунхуа) — буквально «мастерство», также означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения ушу, используется также вариант kung fu.
- Гошу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
- Уи — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
- Цюаньфа (буквально «кулачные методы») или Цюаньшу (буквально «кулачная техника») — один из разделов ушу, иногда это слово используется как синоним всего ушу.
Кун-фу и ушу
По сути, кун-фу (или гунфу) и ушу применительно к боевым искусствам являются синонимами. Ушу дословно переводится как «боевые искусства», а гунфу , также неправильно транскрибируемое как «кунгфу» означает «мастерство» и в Китае может употребляться как по отношению к кулачному искусству, так и по отношению к талантливому музыканту, повару и т. д. Традиция произносить «кунгфу» пришла через вторичный перевод американских переводов гонконгских боевиков.
Виды и стили
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
- Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что для северных стилей характерны широкие высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
- Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды говорят, что существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суньшань Шаолинь в провинции Хэнань, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
- Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу», впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственно.
- Разбиение на стили, предпочитающие ведение боя на дальней дистанции — «чанцюань», и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда». В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанциях.
Ушу. Спортивное направление
Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей традиционного ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
- Чуаньтун-таолу («традиционные комплексы») — раздел, принятый в России в соответствии с ЕВСК (Единой Всероссийской спортивной классификации). Участники соревнуются в выполнении комплексов движений традиционных школ китайского ушу. Оцениваются выступления с использованием тех же критериев, что и в таолу. От обычного спортивного ушу-таолу этот вид отличается большим количеством номинаций (стилей ушу) и большим количеством используемого традиционного оружия, однако важно понимать, что при этом он всё равно остаётся именно разделом «гимнастики ушу», и никакого отношения к традиционному ушу не имеет. Ряда стилей, которые включены в данную программу, в традиционном ушу не существовало вообще, а для некоторых из всё-таки существовавших стилей («орлиный коготь», «кулак богомола» и др.) комплексы для соревнований были сочинены «с нуля» во второй половине XX века, без какой-либо связи со «стилем-прародителем».
Саньда (саньшоу) спортивное
- Саньда (рус. «свободные удары», «свободный бой») или Саньшоу (рус. «свободные руки») — это современное китайское искусство рукопашного боя и вид спортивного контактного единоборства. Саньда (Саньшоу), как система боя, было разработано китайскими военными на основе изучения и практики традиционного Ушу, современных методов самообороны и элементов других боевых систем. Оно сочетает в себе удары руками и ногами, броски, захваты. В рамках развития спортивного ушу китайским правительством, была разработана стандартная учебная программа, разделенная на обучение Саньда как системе методов самообороны и как для отдельного вида спорта.
Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Обязательна бинтовка рук, в случае отсутствия бинтов спортсмену засчитывается поражение. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям). Проводятся и бои без защитных средств (в боксерских шортах и перчатках (профессиональные бои взрослой возрастной группы))
Все участники распределяются в зависимости от весовых категорий.
Оцениваемая техника: удар ногой в голову (2 балл), по корпусу (2 балл), удар рукой в корпус или голову (1 балл), удар ногой в бедро (1 балл). Разрешена бросковая техника. Время в захвате не более 5 секунд. Оценивается следующим образом: бросок противника, спортсмен остается на ногах — 2 балла. Бросок с падением сверху — 1 балл. Разрешены подсечки. Борьба в партере запрещена.
Схватка проводится минимум два раунда по 2 минуты. Возможен третий раунд. Если открыт счет (нокдаун), оценивается и техника (удар, бросок), и нокдаун (2 балла).
Спортсмен выигрывает схватку, если: отправляет противника в нокаут; выигрывает два раунда; противник дисквалифицирован либо выбывает из-за травмы. Спортсмен выигрывает раунд, если: противник получил два нокдауна в раунде; сумма штрафных баллов у противника более 6; ввиду подавляющего технического превосходства; два выхода за пределы площадки в обоих раундах.
Запрещённые действия: в возрастных категориях до 15 лет запрещены удары ногами в голову, в этих и остальных категориях также запрещены удары коленом (разрешен в профессиональном саньда), открытой перчаткой, удары локтем (разрешены при встречах с бойцами муай тай), удары в основание черепа (затылок), пах, позвоночник. Борьба в партере запрещена (практикуется в профессиональных соревнованиях по саньда в СНГ, однако, ограничиваясь коротким временным отрезком).
Штрафы: замечание (1 балл противнику), предупреждение (2 балла противнику), выход за площадку (2 балла противнику), также оценивается по итогам как положительное техническое действие). Два выхода за площадку — раунд проигран. Больше двух нокдаунов в раунде — раунд проигран (у детей — любой нокдаун — проигран бой, у юношей — нокдаун в раунде — проигран раунд), больше 3 за бой — проигран бой.
- Дуаньбин (поединки на коротком оружии)
- Чанбин (поединки на длинном оружии)
- Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.
- Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена империя Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).
Неполный список стилей традиционного ушу
- Багуачжан (Ладонь Восьми Триграмм)
- Баймэйцюань (Кулак Баймэя)
- Байхэцюань (Кулак Белого журавля)
- Бацзицюань (Кулак Восьми Пределов)
- Гоуцюань (Кулак собаки)
- Гунлицюань (Кулак внутренней и внешней наработки)
- Дуаньдацюань (Кулак коротких ударов)
- Илицюань (Кулак сознания, направляющий силу)
- Ицюань, (Кулак воли) он же Дачэнцюань (Кулак Великого достижения)
- Инчжаоцюань (Кулак орлиных когтей)
- Люхэбафацюань (Кулак шести взаимосоответствий, восьми методов)
- Люхэцюань (Кулак носящих шапочку-шестиклинку)
- Лянъицюань
- Мицзунцюан (Кулак потерянного следа), он же Яньцинцюань (Кулак Янь Цина)
- Мэйхуачжуан (Кулак на столбах сливы мэйхуа)
- Саньхуанпаочуй (Пушечные удары Трёх императоров)
- Синъицюань (Кулак оформленной воли)
- Синьилюхэцюань (Кулак сердца, воли и шести взаимосоответствий)
- Суньбиньциань (Кулак полководца Сунь Биня)
- Тайцзицюань (Кулак Великого предела)
- Тайцзуцюань (Кулак императора Тай-цзу)
- Танланцюань (Кулак богомола)
- Таньтуй
- Тунбицюань (Кулак выбрасывания силы сквозь руки)
- Тунбэйцюань (Кулак сквозной подготовки)
- Уцзуцюань (Кулак пяти предков)
- Уцзяцюань (Кулак семьи У)
- Фаньцзыцюань (Переворачивающийся кулак)
- Хоуцюань (Кулак обезьяны)
- Хуацюань (Кулак Хуа Цзуна)
- Хуацюань (Расцветающий кулак)
- Хунцзяцюань (Кулак семьи Хун)
- Хунцюань (Красный кулак, или Кулак Хуна)
- Хуцюань (Кулак тигра)
- Хэцюань (Кулак журавля)
- Цайлифо (Кулак школ Цай, Ли, Фо)
- Цзиньшицюань (Кулак золотого льва)
- Чацюань (Кулак Ча-мира)
- Чанцзяцюань (Боевое искусство семьи Чан)
- Чоцзяоцюань (Кулак втыкающихся стоп)
- Шаолиньцюань (Кулак монастыря Шаолинь)
- Шэцзяцюань (кулак народности шэ)
- Юнчуньцюань (Кулак Вечной Весны)
Знаменитые киноактёры
Российские направления единоборств, позиционировавшие себя как ушу
В 1980-е и 1990-е годы на территории СССР и после его распада появился ряд школ, позиционировавших себя в качестве школ ушу.
- Герман Попов — школа Чой, известна также как чой-кен-до; впоследствии признал, что связи с ушу были его личной выдумкой, в реальности же изучал каратэ в Бирме и дополнил изученное собственными разработками
- Александр Медведев — школа Шоу Дао. Издал в 1990-х годах много книг, в которых описывал школу "Спокойных", по его утверждениям передававшуюся внутри клана "Бессмертных".
- Юрий Сенчуков — В 1991 году на основе техники разных стилей ушу начал преподавать свою систему, под названием КОНТЭН (КОНТроль ЭНергии), которую называл «стилем-лабораторией» по сравнению и отбору практически эффективных техник и методик. Выступал против засилья в ушу множества непроверенных выдумок и спекуляций. В 1995 году написал бестселлер «Да цзе шу — искусство пресечения боя», в которой говорил о существовании в ушу «Да цзе шу» — группы неспортивных техник, применявшихся уголовниками. В ходе дальнейших исследований пришел к выводу, что вообще все ушу возникло в уголовной среде. На сегодняшний день КОНТЭН сочетает в себе элементы Фуцзяньского Белого журавля и Багуачжан, а также корейской техники ног (тэквондо, хапкидо).