На самом деле, речь, конечно, пойдет не о том, как это было "на самом деле": хотя историки в основном сходятся во мнении, что что-то типа троянской войны, или непосредственно сама война, имели место, но реальные события были сильно искажены в легендах, ну а уж эпос Гомера, в котором практически все основные события являются следствием активного участия богов, явно является литературным памятником, а не исторической хроникой (которая, сама по себе, тоже зачастую является объектом всяческих манипуляций и переписывания).
Тем не менее, произведение Гомера крайне, иногда даже слишком подробно и внимательно к мелочам, тем интереснее, что с ним сделали в голливудской экранизации.
Голливуд и чужая история
Надо отдать должное, в титрах сразу указано , фильм не «основывается» (как, скажем, "Девятая рота" или иные печальные примеры), а «вдохновлен» Илиадой Гомера. Это, можно сказать, развязало руки авторам на весьма серьезное изменение не просто образов отдельных героев, а всей канвы событий.
Для начала, пунктиром, пройдемся по "мелочам" (некоторые из которых просто гигантские).
- Достаточно известный факт, что в эпосе осада Трои длилась очень долго, в районе десятка лет, в отличие от скоротечной осады в фильме.
- В «Илиаде» полноправными, весьма эмоциональными, суетливыми и вездесущими участниками действа являются боги, кино же вышло весьма светское.
- Аяксов на самом деле было двое (большой и малый, часто сражались вместе, как неразлучные друзья), с большим дважды сражался Гектор, но так и не убил.
- Пелей, отец Ахилла, был жив во время войны.
- Менелай с Одиссеем ездили в Трою на переговоры о выдаче Елены перед войной, то есть не было никакой захватнической войны, а был союз ахейцев, когда-то соискателей руки Елены, желавших восстановления попранной чести и исполнения клятвы, данной отцу Елены.
- Эней был не мальчиком, а героем Троянской войны.
- Ахилла сопровождали не 50 мирмидонян (которых в фильме рубят-рубят в капусту, а их все время 50), а 50 кораблей.
- Жену Гектора Андромаху после взятия Трои взяли в плен, а её ребёнка убили.
Герои.
Но самые существенные изменения были вызваны желанием составить романтические образы одних, и отвратительно-антигероические - других.
К примеру, Агамемнон, брат Менелая. Человек достаточно трагической судьбы. Сын микенского царя, он после убийства отца собственным двоюродным братом (что характерно, в результате сложного хитросплетения событий, где подлость, инцест и братоубийство были обычным делом) бежал вместе с Менелаем из Микен в Спарту. Там они женились на дочерях спартанского царя, и Менелай, женившийся на Елене, впоследствии наследовал трон Спарты. После этого Агамемнон, при помощи брата, вернул себе Микены, а затем расширил свои владения почти на всю Грецию. По другой версии, сам спартанский царь еще до своей смерти вернул престол Микен Агамемнону.
Гомер описывает Агамемнона как великого и мужественного воина, прирожденного правителя, наделенного, одновременно, такими чертами как высокомерие и неуступчивость. Из-за этого грекам действительно пришлось пережить значительные неприятности, но образ, конечно, далек от тех страстей, которые показали в фильме - медийной продукции в Штатах прямо-таки требуется, чтобы всегда в конфликте был тиран, мерзко орущий про абсолютную власть, чтобы аудитория ни на минуту не забывала, что у демократии всегда есть враги.
Менелай и Елена. Елена была дочерью спартанского царя, а вовсе не несчастной девочкой, привезенной в Спарту для Менелая, что в фильм добавили явно от балды - для мотивации Елены. В эпосе же Менелай добился ее в споре со многими достойнейшими мужами Греции (которые впоследствии и составили костяк героев, отправившихся в Трою), что положительности образу Елены явно не добавляет... Судя по всему, девочка была, мягко говоря, не самых строгих моральных принципов, ну, если не рассматривать всерьез, конечно, вмешательство Афродиты.
Менелай был не менее доблестным воином, нежели Агамемнон - так, он проявил свое мужество во время обороны тела Патрокла и был среди тех воинов, что укрылись в троянском коне во время знаменитой дерзкой диверсии.
В схватке с Парисом, действительно имевшей место, он и впрямь был близок к победе, но Афродита спасла своего любимца, а Менелай был ранен стрелой троянца Пандара, но не насмерть. После войны он с Еленой вернулся в Спарту, хоть и не сразу, а после долгих скитаний. Елена оставалась его женой до самой его смерти.
В общем, образ Елены весьма странный и противоречивый, как и ее поведение. Вероятно, это следствие наложения друг друга многих легенд и их искажения при обработке и пересказах в разные временные эпохи.
Парис тоже не так уж прост... Из-за страшных предсказаний при его рождении, ребенком его бросили на растерзание диким зверям по приказу Приама (!!!). Но он выжил, воспитанный пастухами, что как-то странно соотносится с его женственным и изнеженным образом (тогдашние пастухи были еще покруче нынешних в плане наличия - а вернее, отсутствия - изнеженности и женственности). Причем в юности он в одиночку храбро отразил нападение разбойников, получив второе имя Александр.
Он был искуснейшим лучником, доказавшим это и в соревнованиях, и на поле брани, сразив Ахиллеса.
С другой стороны, заварив всю кашу, с которой началась война (выкрав, между прочим, вместе с обольщенной им Еленой, огромные богатства у отсутствующего Менелая), он принимал в ней крайне слабое участие. Лишь насмешки Гектора и речи Елены вынудили его сражаться с Менелаем, когда он был побежден и чудесным образом спасен Афродитой. Впрочем, в отличие от фильма он в итоге не спасся, а был сам сражен стрелой Филоктета в бою.
В общем, не менее противоречивый образ, чем у Елены, в силу, видимо, тех же причин.
Патрокл был фессалийский герой, чем и объясняется первоначально его дружба с Ахиллесом, а вовсе не тем, что он был малышом-падаваном... Он больше описывается как искусный наездник, но и воин был достаточно выдающийся. Так, когда сам Ахиллес отпустил его в своих доспехах на битву с троянцами, с целью воодушевить ахейцев (в момент, когда их положение стало критическим - Гектор ворвался в лагерь ахейцев и начал его громить), Патрокл сразил более 20 троянских воинов, в том числе одного из троянских героев. Погиб он по собственной неосторожности – он нарушил волю Ахиллеса, наказавшего ему не преследовать троянцев до стен города, и был сражен Гектором, который в радости от победы сорвал с него доспехи Ахиллеса. Впрочем, герои ахейцев мужественно бросились в сечу и отбили обнаженное тело Патрокла, и сохранили его до прихода Ахиллеса, который, безоружный, одним своим появлением и грозным рыком (!!!) отогнал троянцев и забрал тело Патрокла в лагерь.
Любопытные черты Одиссея и Аякса большого (великого, Теламонида).
Именно Одиссей придумывает уловку, благополучно разрешившую ситуацию со сватовством героев к прекрасной Елене. По его совету, отец Елены - спартанский царь Тиндарей - берет с женихов клятву, что они будут оберегать и защищать честь будущего жениха Елены – таким образом предотвращая возможные раздоры и конфликты между женихами и мужем Елены.
Именно Одиссей был первым греком, спрыгнувшим на троянский берег. Однако, поскольку было предсказано, что первого, кто ступит на троянский берег, ждет смерть, Одиссей, бросаясь с борта корабля первым (желая воодушевить своих людей), успевает швырнуть себе под ноги щит.
Совершил множество других подвигов и провел хитроумных операций, немало повлиявших на ход войны – убедил Филоктета, (возможно) сына Ахиллеса Неоптолема и вынудил Ахиллеса участвовать в войне, выкрал из Трои изваяние Афины и проч. Но сам он первоначально не желал участвовать в походе! Лишь угрозы Паламеда убить новорождённого сына Одиссея Телемаха вынуждают его прекратить уловки и участвовать в войне. Позднее, он жестоко отомстит Паламеду.
Он вместе с Аяксом великим героически обороняет тело Ахиллеса, и в результате получает его доспех. Из-за этого обозленный и оскорбленный Аякс сходит с ума и кончает жизнь самоубийством. Аякс малый, что примечательно, тоже кончил плохо…
Брисеида не была дочерью Приама и даже рядом не валялась. Она была пленницей Ахиллеса, который, заскучав за время десятилетней осады, повадился грабить соседние города и поселения. Хотя она действительно стала причиной раздора между Ахиллесом и Агамемноном, после того как последний отобрал ее у Ахиллеса.
У Приама, хотя Брисеида и не числилась в дочерях, было 50 сыновей и множество дочерей. Сцена, когда Приам приходит в ахейский лагерь к Ахиллесу с мольбой выдать сына – одна из самых волнующих, как в «Илиаде», так и в фильме (если, смотреть его, конечно, не в дубляже или с переводом, а в оригинале, слыша гениальную игру Питера О’Тула). Умоляя Ахиллеса, Приам говорит тому, что потерял всех своих сыновей, многих из которых убил сам Ахиллес… Впрочем, в конце разговора они смотрят друг на друга не как враги, а как люди, несущие сходное тяжкое бремя, с уважением и сочувствием. Несмотря на то, что Приам приносит с собой множество даров, Ахиллес отдает тело Гектора скорее из общечеловеческих чувств, нежели меркантильных (дары же были данью традиции). Отдавая тело Гектора, Ахиллес просит Патрокла в Аиде не гневаться на него, за выдачу тела Гектора и согласие принять дары…
Главные герои.
Гектор. Величайший герой троянцев, к которому Гомер относится с большой теплотой и симпатией. Он действительно воплощает идею патриотического долга, являясь фигурой трагической. Хотя погиб он не совсем так красиво, как в кино – он не выходил на бой с Ахиллесом, а остался на поле брани после отступления троянского войска. Остался как храбрец, невзирая на мольбы родителей отступить. Но затем сомнения одолевают, и он пытается убежать, однако быстроногий Ахиллес настигает его. Тогда Гектор принимает бой и погибает, предрекая скорую смерть Ахиллесу.
Впрочем, у многих исследователей большие сомнения относительно роли Гектора в Троянской войне. В силу многих причин, не исключено, что противостояние Ахиллеса и Гектора произошло на греческой земле, а позднее было включено в троянский эпос.
Ахиллеса мать не посылала на смерть, а прятала среди женщин, дабы он не принял участие в походе, но и тут подоспел хитроумный Одиссей, все-таки обнаруживший Ахиллеса и вынудивший его принять участие в походе. Так что вряд ли Ахиллес так уж жаждал бессмертной славы, согласившись на такую фигню, "уловку Керенского"...
Тем не менее, в Илиаде Ахиллес ищет именно непреходящей бранной славы, а мотив его неуязвимости почти не прослеживается – он смертный воин, но величайший из великих. В целом, его поведение в фильме почти соответствует оригиналу (безразличие к предмету спора и причинам войны, ссора с Агамемноном, отказ от участия в войне, даже при виде поражений греков, ярость и жажда мести за смерть Патрокла, жестокое отмщение Гектору и надругательство над его телом, беседа с Приамом) за исключением линии Брисеиды. Хотя, в более поздних эпических произведениях, придавших Ахиллесу более романтизированный облик, есть мотив его любви к троянской царевне Поликсене (которая была принесена в жертву сразу после смерти Ахиллеса), ради которой он был готов прекратить войну. Мифическая неуязвимость Ахиллеса почти пропадает из этих произведений (выражение Ахиллесова пята было порождено именно древнегреческими легендами, согласно которым мать Ахиллеса окунула его в воды Стикса, держа за пятку, отчего тело Ахиллеса было неуязвимо, за исключением пятки). Хотя Парис в эпосе все же ранит его в пятку, но следствием этого является только невозможность догнать Париса, который убивает Ахиллеса стрелой в грудь.
Именно противостояние двух этих героев является, как и в фильме, основной сюжетной линией «Илиады»
И глядя на него, надо признать, что в целом создатели фильма все-таки большие молодцы, они достаточно бережно отнеслись к первоисточнику, упрощая или изменяя сюжет по необходимости, осознанно – когда из сюжетной линии убрали богов, остались зияющие мотивационные и сюжетные пустоты, да и вообще экранизировать эпос дословно было бы очевидной глупостью. Кроме того, тема гомосексуальной стороны взаимоотношений Ахиллеса и Патрокла в фильме не раскрывается, видимо, поскольку нормальные для Древней Греции отношения смазывают величественный образ героя (хотя сегодня, скорее всего, это был бы наоборот, обязательный элемент фильма, про афроамериканцев в касте вообще молчу). Образ Брисеиды вышел достаточно выигрышный в кинематографическом плане – и для общей сюжетной линии и для образа Ахиллеса. Героизм Париса и Ахиллеса, чудесное спасение Андромахи с сыном тоже введены не просто так, а для утверждения общей героической линии…
Однако, тут приходят в голову грустные мысли…
Грустные размышления.
Все эти изменения были введены для мотивации. Типа, ежели ты герой, то вполне можешь надеяться на посмертную славу и уважение потомков. Вали, геройствуй.
Но ведь на самом деле все не так!!! Агамемнон мужественный воин, а не алчный ублюдок, Парису наплевать на чувства чести, долга и патриотизм, однако что они получили… Один – незаслуженный позор, другой – незаслуженную доблесть… Причем, в жизни, возможно, они были так же далеки от своих образов в «Илиаде», как в «Илиаде» - от «Трои». Нету никакого посмертного людского воздаяния…
Если кто смотрел замечательное кино «L.A. Confidential» («Секреты Лос-Анджелеса»), то помнит, что главным негодяем там оказался полицейский начальник, старик - безжалостный ублюдок и убийца. От его руки погиб персонаж Кевина Спейси, человек и полицейский хотя и безответственный, но в ходе фильма начавший мучаться совестью и получивший пулю из-за желания сделать что-то хорошее. В результате оба получили одни и те же почести и славу героев из-за нежелания властей выносить мусор из избы. Так какая разница, кем они были при жизни – конец, и воздаяние одно и то же… Вернее, персонаж Спейси прожил практически вдвое меньше, чем старик – негодяй… Где же тут справедливость?
Нету. Так и с троянскими мифами. Кто вышел героем, а кто подлецом, решили не герои, а те, кто позднее писал про них. Решил исходя из разных соображений – целесообразности, конъюнктуры и т.п. и т.д. Славу не зарабатывают, она приходит прихотью богов…
Так что быть героем – это не результат размышлений и желания выгоды, выгоды не будет – и бесполезно пытаться нарисовать ее, воспитать героев… Не будет конфетки за благородство, не будет крапивы за подлость…
Благородство, честность, доблесть – это результат внутреннего, глубоко внутреннего стремления, такой глубокой мотивации человека, что никакими внешними стимулами их не вызовешь. Есть такая штука – быть честным, не быть подлецом, чтобы не было противно перед самим собой. Не обществом, не богами и демонами, не инопланетянами, а перед самим собой.
Впрочем, если кино или религия и правда способствуют тому, что хотя бы один процент людей выберет для себя не подлость и бесчестье, которые ведут в хаос и тьму, в конец человечества, а правду и честь – нехай трудятся. В конце концов, пока не устраивают крестовых походов и не восславляют нацизм или подобную гадость – они не приносят вреда.
Тем более, что некоторые устраивают эти долбанутые крестовые походы безо всякой религии, а ради демократии. Извратить до неузнаваемости можно почти всякую идею…
И еще кое-что.
Такое наблюдение : вот ахейцы-данайцы-греки, все из себя такие герои, мощные, быстрые, прирожденные убийцы... Сражались, героически совершали подвиги, "мочили" царевичей и прочий люд почем зря... Целых 10 лет, и ни-че-го, абсолютно ничего не добились. Сами под Троей мерли толпами, а результат - нулевой...
И хитроумный Одиссей, придумал ОДИН дерзкий и хитроумный план, всего один, но выиграл всю войну. Вот как-то оно так...
NB Ахейцы - одно из основных эллинских племён, обитавшее в Фессалии с начала 2-го тыс. до н. э. и на Пелопоннесе. В эпическом языке Илиады под ахейцами подразумеваются все греки. Параллельно в произведении эллины также обобщенно называются данайцами, в противоположность неэллинам. Отсюда «Timeo Danaos et dona ferentes», если кого вдруг заинтересует, откуда это высказывание появилось.
P.S. И для любителей посмеяться - Архилох и Антилох. Имена греческого поэта и одного из ахейских героев, сына Нестора, который погиб, спеша на помощь отцу, теснимому Парисом.