В комментарии к одной из моих статей на Дзене было предложено установить в ретро компьютер Voodoo5 5500, которую в свое время на своих заводах (ранее принадлежащих STB) производила компания 3dfx – пионер рынка 3D ускорителей.
У меня есть достаточно объемная статья, посвященная этой видеокарте на другом ресурсе, но, раз у моих читателей есть желание увидеть информацию о Voodoo5 5500 здесь, почему бы мне ее и не сделать, тем более, что у меня и видео о ней имеется.
История компании 3dfx закончилась 15 декабря 2000 года, когда компания 3dfx выпустила свой последний пресс-релиз с извинениями перед пользователями. Последним продуктом компании 3dfx, конкурировавшим с продукцией nVIDIA, тогда едва ли не абсолютным лидером 3D графики, были видеокарты на базе чипов VSA-100 - Voodoo4 и Voodoo5.
Общие характеристики VSA-100
- 14 млн. транзисторов, 0,25 мкм шестислойный техпроцесс;
- Частота 166 MHz;
- 2 пиксельных блока с 1 блоком текстурирования на каждом;
- Скорость заполнения сцены (Fillrate) 166\333 мегапикселей в режимах мульти\сингл текстурирования;
- Интегрированный RAMDAC 350 MHz;
- Рендеринг в 32-битном цвете в разрешении до 2048x1536 точек с использованием 32-битных текстур до 2048x2048 пикселей;
- 24-битный Z-Buffer;
- 8-битный буфер шаблонов;
- 128 разрядный интерфейс памяти SDRAM/SGRAM, DDR не поддерживается, один чип адресует до 64Мб видеопамяти;
- PCI 2.2 и AGP x2/4x, AGP-текстурирование не поддерживается.
3D часть VSA-100
- Однопроходное мультитекстурирование, при этом скорость заполнения снижается в два раза;
- Трилинейная фильтрация за один проход и один такт, которая не работает в режиме мультитекстурирования;
- Попиксельный mip-mapping и альфа смешение;
- Табличный и пиксельный туман;
- Поддерживаются режимы работы с текстурами DirectX6 и 7, OpenGL 1.2;
- Поддерживаются технологии компрессии текстур DXTC в DirectX и FXT1 во всех API. Не поддерживается S3TC в OpenGL.
2D часть VSA-100
- Интегрированный RAMDAC 350 MHz;
- Максимальное разрешение в 2D составляет 2048x1536 @ 85Hz.
Компанией 3dfx планировался выпуск линейки видеокарт на чипах VSA-100:
- Voodoo4 4500 PCI/AGP (один чип VSA-100, 166\166 MHz, 32 Mb RAM);
- Voodoo5 5000 PCI (два чипа VSA-100, 166\166 MHz, 32 Mb RAM);
- Voodoo5 5500 AGP (два чипа VSA-100, 166\166 MHz, 64 Mb RAM);
- Voodoo5 6000 AGP (четыре чипа VSA-100, 166\166 MHz, 64 Mb RAM).
Но, по причинам связанным в основном с низким с качеством управления компанией ее топ менеджерами, видеокарты 3dfx вышли на рынок существенно позже, чем смог это обеспечить ее основной конкурент компания nVIDIA.
Кстати, к моменту выхода первых видеокарт на чипах VSA-100 выпустила «первый в мире GPU» - GeForce 256, что и повлекло уход компании 3dfx с рынка и ее последующее банкротство.
Тестовая система
- CPU - Pentium III 1,4 Ghz;
- Материнская плата Chaintech CT-6AJA4T (VIA-694T, он же VIA Apollo 133T);
- Звуковые карты - Sound Blaster AWE 64 Gold и Sound Blaster Audigy Platinum eХ;
- Оперативная память – 768 Mb;
- Жесткий диск – 80 Gb Seagate Barracuda 7200.7;
- DVD привод (SONY DDU-1615);
- Floppy привод;
- Блок питания SWT 350 Вт.
Windows 98 SE с установленным DirectX 8.1
Видеокарты:
- Voodoo5 5500;
- Voodoo4 4500 PCI;
- Voodoo3 3000;
- Asus AGP V-7700 Pro 32 Mb (GeForce 2 GTS);
- Asus AGP V7100 Pro (GeForce 2 MX400).
Результаты тестирования
В самом простом из 3D бенчмарков, рассчитанном на использование библиотек DirectX 6 в 16 битном цвете Voodoo5 5500 демонстрирует неплохие результаты, опережая свою одночиповую версию (Voodoo4), но фактически она показывает результат GeForce 2 MX400, а не прямого конкурента – GeForce 2 GTS, что явно слабо для «топа».
В этом бенчмарке ситуация аналогична, за исключением того, что Voodoo5 5500 в 16-битном цвете проиграла даже «обрезку» от nVIDIA.
В 3DMark 2001 SE шансов у Voodoo5 5500 нет, поскольку она не в полной мере поддерживает DirectX 7. Фактически два чипа VSA-100 показали результат близкий к Voodoo3 3000.
В этой игре, изначально написанной для видеокарт 3fdx, Voodoo5 5500 демонстрирует прекрасный результат в 16-битном цвете и неплохой в 32-битном. В родном API Gide равных Voodoo5 5500 нет – чистая победа.
В этой игре, ситуация аналогична – в API Glide (картинка в котором смотрится великолепно) Voodoo5 5500 – король.
Здесь, победителем также является Voodoo5 5500. Именно под такие игры, в свое время и оптимизировались драйверы для видеокарт на чипах VSA-100.
В Quake III все гораздо печальней, чем в Unreal, тем не менее, Voodoo5 5500 серьезно обходит GeForce 2 MX400. С прямым конкурентом – GeForce 2 GTS она конкурировать на равных не в состоянии.
В «Крутом Сэме» Voodoo 5500 показала весьма неплохой результат, но до уровня GeForce 2 GTS она не дотягивает, а ведь была еще и GeForce 2 Ultra.
Заключение
К 2000 г. 3dfx была не в лучшем виде, API Direct3D де факто стал основным стандартом, API Glide, фактически являющийся упрощенной версией OpenGL практически перестал использоваться в играх. В Direct3D и OpenGL видеокарты конкурента были быстрее.
В 2000 г., если Вам хотелось играть в Glide игры, можно было оставаться на Voodoo 3 или вообще Voodoo2. VSA 100 по меркам 2000 года были недостаточно производительны, Voodoo 4 4500 была примерно равна Voodoo3 3000, а двухчиповый Voodoo 5 с трудом конкурировал с GeForce 2 GTS, чаще проигрывая, чем выигрывая. По факту его производительность примерно равна GeForce 2 MX400.
Формально был еще и Voodoo5 6000, но этих видеокарт было выпущено очень мало, они требовали отдельного блока питания, а по производительности от Voodoo 5 5500 (250$) не отличались радикально.
Время было упущено и догнать конкурентов 3dfx не смогла, выпуск Voodoo4 4800 (200\200 MHz) уже мало бы что изменил, хотя, возможно и помог бы продержаться 3dfx еще немного на плаву. Но, история не имеет возможности ее изменить.
Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал.